Предания о христианстве в древней Аравии

Наджран

В город Наджран, что на севере Йемена, христианскую веру принес Файмийун — угодный Богу христианский праведник, чьей молитве внимал Господь. Странствуя, кочевал он из города в город. То там, то здесь оказывался и пребывал на новом месте, пока людям тех краев не становилось известно о благорасположенности к нему Бога. Тогда Файмийун исчезал. Жил он исключительно плодами рук своих. Будучи каменщиком, укладывал кирпичи. В почитаемый им день воскресенья отдыхал: удалялся за город и, выбрав уединенное место, неустанно возносил молитвы до самых сумерек.

Когда же Файмииун очутился в одном из городов Сирии, некий Салих, почувствовав, что за человек сей каменщик, проникся к нему величайшей приязнью.

Салих молвил:

- О Файмийун, тебе же ведомо, что я привязан к тебе, как ни к кому другому, и меня тянет быть подле тебя, куда бы ни обратил ты стопы свои.

- Воля твоя, — согласился Файмийун, — ты меня знаешь, и, ежели чувствуешь в себе силы жить со мной одной жизнью, будь по-твоему.

Так Салих сделался верным спутником праведника. Тем временем местные жители уже начали догадываться о необыкновенном чужеземце, ведь своей молитвой он исцелял немощных, попадавшихся ему на пути. Но когда его специально звали к постели страждущего, он не шел.

Некий горожанин, у которого был сын слепец, решил всё же послать за Файмийном. Люди объяснили несчастному отцу, что тот ни за что не откликнется на зов, и подсказали хитрость — нанять его будто для строительства. Горожанин так и поступил. Когда Файмийун переступил порог жилища, отец сбросил с сына покрывало, воскликнув:

— Се есть страждущий раб Божий! Помолись, пожалуйста, за него!

Едва Файмийун воззвал к Господу, как отрок прозрел.

Поняв, что в городе о нем уже все наслышаны, Файмийун покинул его, сопровождаемый верным Салихом. По пути повстречалось им огромное дерево.

Вдруг из глубины его чрева воззвал голос:

— Файмийун!

— Он самый.

— Как давно я поджидал тебя, всё рядил, когда ж наконец ты явишься. И вот, слышу, твой голос — я ведь признал тебя. Не уходи не помолившись над моей могилой, ибо, чую, близок мой смертный час.

И незнакомец почил. Файмийун совершил над ним молитву, после чего предал земле.

Когда же они с Салихом очутились, и Аравии, на них налетели бедуины, полонили их и продали в Наджране разным хозяевам. В те времена наджранцы, как и остальные аравитяне, были язычниками — поклонялись высоченной пальме, перед которой ежегодно собирались на празднество. Развешивали на ней красивые одежды, женские украшения, веселились вокруг дерева сутки напролет.

Приобретший Файмийуна наджранец поселил его в хижине неподалеку от своего дома. По ночам, когда праведник вставал на молитву, жилище его без всяких лампад наполнялось светом. Наблюдая это чудо, хозяин как-то подступил к праведнику с расспросами о его вере.

И тот поведал:

— Все вы погрязли в ложной религии, ведь от вашей пальмы ни вреда, ни пользы. Если я воззову к моему Богу, Он тотчас ее уничтожит. Воистину только Он — Бог, и нет Ему соучастников в Его промысле.

— Так сделай, как говоришь, — предложил наджранец. — Если сможешь сие, мы отречемся от своей веры и примем твою.

Совершив надлежащее омовение, а потом молитву о двух ракатах-коленопреклонениях, Файмийун призвал на пальму гнев Божий. Волей Всевышнего тотчас поднявшийся ураган вырвал дерево с корнем и низверг оземь. Вразумленные наджранцы последовали за праведником и приняли христианство.

В другом предании о распространении христианства в Наджране рассказывается иная история. Поблизости в некоем селении, проживал волхв, обучавший волшебству детей наджранцев. В тех краях поселился христианский отшельник Файмийун, и жил он в шатре у дороги, соединявшей то селение с Наджраном. Как-то один из наджранских юношей по имени Абдаллах ибн ас-Самир, направляясь к волхву, заглянул к праведнику. Наблюдая за молитвой отшельника, Абдаллах проникся его верой настолько, что с тех пор думать забыл о кудеснике и отныне всё время проводил у христианина.

Приняв от Файмийуна истинную веру, юноша стал поклоняться единому Богу. Постигал он и закон Божий, пока сполна не овладел им. И тогда подступил он к умудренному наставнику с сердечной просьбой открыть ему величайшее имя Господне — то самое, призыву посредством коего особо внемлет Всевышний. Но Файмийун, хотя и был посвящен в тайну этого имени, не пожелал раскрыть его отроку. «Не под силу тебе оно, сынок», — объяснил старец свой отказ.

Тогда Абдаллах набрал веток и на каждой по одному начертал все известные ему из имен Божьих. Потом развел огонь и стал поочередно бросать туда ветви: вдруг одна из них возьми да и выскочи из костра, цела и невредима. Так удалось обнаружить сокровенное имя.

С веткой в руках Абдаллах явился к наставнику.

— Каково же оно, величайшее имя? — спросил Файмийун. |

— Такое-то и такое-то.

— Каким образом ты узнал его?

— Так-то и так-то.

— Воистину, сынок, ты постиг его. Смотри же не переусердствуй. Боюсь, однако, не по плечу тебе это.

Сим Божьим именем Абдаллах (раб Божий) взялся исцелять болезных и страждущих. Встречая такого, он предлагал: «О раб Божий, прими веру мою, признай Бога единого, и я воззову к Нему, а Он избавит тебя от недуга». Убогий с готовностью соглашался, и хворь отступала.

Так во всем Наджране не осталось ни одного немощного, который не получил бы исцеления после обращения в христианство. Когда же весть о сем чуде дошла до владыки города, тот повелел явить пред очи свои Абдаллаха.

— Ты испортил мой народ, восстал супротив веры моей и моих отцов! — гневно бросил царь обвинение в лицо вошедшему. — И, чтоб другим неповадно было, я предам тебя мучительной казни.

- Ничего у тебя не получится. — Ни один мускул не дрогнул на лице Абдаллаха.

Правитель велел отвести осужденного на вершину высокой горы и низвергнуть оттуда вниз головой. Приговор был исполнен, но после падения на землю юноша остался цел и невредим. Тогда его кинули в омут, откуда еще никто не выбирался живым. Абдаллаху всё было нипочем. Убедив царя в своей неуязвимости, отрок обратился к нему со словами:

— Тебе со мной не совладать, покуда не признаешь Бога единого и не станешь исповедовать ту же религию, что исповедую я. Только так ты сможешь действительно одолеть меня.

И самодержец засвидетельствовал истинную веру. Затем пресильно стукнул Абдаллаха по голове подвернувшимся под руку посохом. Юноша рухнул замертво. Тут же испустил дух и сам царь, а его подданные перешли в праведную веру Абдаллаха. Так в Наджране восторжествовала христианская религия.

Как бы там ни было, спустя некоторое время город осадил царь химйаритов Зу-Нувас. Он предложил наджранцам на выбор — принять иудаизм или приготовиться к смерти. Те не отреклись от своей веры. Тогда завоеватель приказал выкопать огромный ров. Некоторых он предал казни огнем, других — мечом, третьих — четвертовал. Всего им было погублено двадцать тысяч жизней.

О бесчинствах 3у-Нуваса и его воинства говорится в коранических айатах:

Да сгинут устроители рва,

Огня пылающего!

Вокруг него они расположились,

Зря, что с верующими творят.

И мстят им лишь за веру

В Бога всемощного и преславного.

(85: 5 – 8)

Этой расправы удалось избежать лишь одному наджранцу, умчавшемуся верхом на коне. По прибытии ко двору ромейского императора он возопил об отмщении за единоверцев.

«Твоя страна далековата от нас, но я отпишу владыке Эфиопии, вашему брату по вере, чьи земли ближе к вашим», — по обещал венценосец.

С грамотой от императора наджранец прибыл к эфиопскому царю Негусу. Тот снарядил семидесятитысячную армию под водительством Арйата. Погрузившись на корабли, воины высадились на йеменский берег. Против них выступил Зу-Нувас во главе с химйаритами и другими подвластными ему племенами. Йеменское войско было разгромлено, а сам Зу-Нувас, видя это сокрушительное поражение, бросился на коне в море и сгинул в пучине.

Так страна йеменская оказалась под эфиопскими завоевателями.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика