Вот уже почти два месяца, как у российского центра «аль-Васатыйя» новый руководитель – известный философ и общественный деятель Али Вячеслав Полосин. Центр, о котором за почти три года его работы не было слышно почти ничего, несмотря на то, что о самой концепции «аль-Васатыйя» в последнее время говорят много, похоже, оживает. У нового директора много планов и идей, которые он планирует начать реализовывать уже в ближайшее время. Об этом и многом другом Али Вячеслав Полосин рассказал корреспонденту IslamNews.
- О намерении учредить в Москве российский центр, связанный договором с Международным центром аль-Васатыйи (Кувейт), было объявлено в декабре 2009 года в эль-Кувейте. Первым руководителем центра являлся член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.
В прессе ошибочно связали это событие со случайно совпавшим по времени заседанием некоей «Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», организованной отставными политиками и востоковедами, к деятельности которой Международный центр аль-Васатыйи не имеет никакого отношения. Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя
Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави.
Возможно, из-за означенной ошибки деятельность российского центра поначалу ориентировалась не столько на живую работу с мусульманами, на изменения в их сознании, и не на повышение богословской квалификации имамов, проповедников, преподавателей и вообще активных мусульман, сколько на общение с востоковедами. В июне 2011 года в организации произошла смена руководства, и директором центра назначили меня.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших планах: как вы планируете продвигать идеи и принципы аль-Васатыйи в России?
- Планов очень много, и работа по ним уже активно ведется. Сейчас мы завершаем неизбежные организационные, внутренние вопросы, связанные с перерегистрацией. Но уже правление утвердило подготовленную нами официальную Программу центра.
Хочу подчеркнуть: дирекция Центра – это не богословы, а менеджеры, организаторы, ибо доносить идеи аль-Васатыйи до мусульман будут алимы: богословы и опытные преподаватели широкого профиля. Наша задача – определить наиболее востребованные точки приложения этого учения и создать необходимые условия для контакта алимов и простых мусульман, в первую очередь – молодежи.
С сентября мы начнем, иншаАллах, проводить мероприятия непосредственно научно-просветительской направленности. Первым крупным мероприятием на очереди стоит проведение международной научно-практической конференции в Дагестане. Тема конференции: «Исламская доктрина в борьбе с радикализмом». Дата проведения – приблизительно начало декабря этого года.
- Почему выбран именно Дагестан?
- Во-первых из-за сложившейся там непростой внутрирелигиозной ситуации, а во-вторых в республике до этого не было мероприятий подобного масштаба. В Дагестане, на мой взгляд, необходимо активизировать людей, дать им почву для дальнейшей работы с молодежью, которая, не находя правильных, соответствующих исламской традиции ответов на острые вопросы, иной раз бросается в крайности, в радикализм.
Для участия в мероприятии мы планируем пригласить многих известных во всем мире богословов. Разумеется, мы не в состоянии решить все проблемы, связанные с ростом напряженности в религиозной сфере в Дагестане, но мы можем внести свой вклад в устранение многих богословских противоречий, в избавление от ложных агрессивных стереотипов в мусульманском сознании, не присущих исламу времен Пророка (мир ему), а сложившихся в средневековых монархических деспотиях.
- Действительно, для осмысления мусульманам должна быть предоставлена четко разработанная методика переубеждения людей крайних, скажем, радикальных взглядов, а не простое декларирование сур из Корана, которое может вызвать спорные толкования. И все-таки, почему мы говорим об аль-Васатыйе с приставкой «умеренность» – это буквальный перевод или нечто большее?
– «Аль-Васатыя» – это раскрытие подлинной, коранической «золотой середины»; это определение меры всех вещей и следование этой мере, то есть умеренность; это центр равновесия и баланса всех сил, ибо именно такой смысл заложен в этом арабском богословском термине. Он не придуман людьми, а взят из Корана, то есть он ниспослан нам Самим Аллахом, превелик Он и пресвят: в суре «аль-Бакара», аят 143, Всевышний говорит, что создал нас «уммой васатыйи». Так что это умеренность не в смысле пассивности или какой-то ограниченности, а умеренность в смысле следования установленной Создателем миров мере, закону, алгоритму бытия, в котором любые крайности являются отходом от меры.
В практическом плане это – концепция умеренности в исламе, недопущения разного рода крайностей и радикализма. Если говорить в общественно-политическом формате, то это общественное содействие гармонизации религиозных отношений как внутри России, так и в контактах с мусульманским миром. Это примирение конфликтующих друг с другом идейных течений мусульман на принципах «золотой середины». Это желание организовать диалог внутри представителей разных течений ислама.
Российский центр аль-Васатыйи опирается также и на российское исламское духовное наследие – богатое наследие, сформированное за столетия жизни мусульман в христианском государстве, а затем совместной жизни с представителями других религий в светском государстве. У нас выработаны способы мирного сосуществования и гармонии, что очень важно. Но всё это нужно обосновать с точки зрения богословия и донести до общества в виде целостной концепции с далилями (доказательствами) по Корану и Сунне.
- О концепции «аль-Васатыя» сейчас много говорят, в том числе и в регионах – это говорит о том, что общество нуждается в творческом переосмыслении имеющихся знаний.
- Согласен. Возвращаясь к теме наших мероприятий, хотел бы сказать, что стартом всей этой активной работы должен стать круглый стол с международной презентацией российского центра аль-васатыйи и открытие первых официальных курсов по аль-Васатыйе в России.
Эти курсы, иншаАллах, будут организовываться в разных регионах страны. Обучение будет проводиться регулярно с участием как преподавателей Международного центра аль-Васатыйи, так и российских алимов, включая тех, кто уже получил знания в Международном центре. Также запланирован ряд конференций на эту тему с приглашением видных мусульманских ученых.
Планируется выпуск собственного журнала и организация еженедельного выхода в радиоэфир. Предположительно каждую пятницу в эфир будет выходить программа по аль-Васатыйе. Программа в доступном для всех мусульман формате, в удобное для них время, где будут в течение сорока минут обсуждаться все самые насущные проблемы мусульманской уммы. На следующий год мы планируем провести крупную научно-практическую конференцию в г. Казани на тему социальной доктрины ислама.
Все вышеперечисленные идеи и планы нашли поддержку у наших братьев из Кувейта. Каждый из этих проектов перед утверждением прошел обсуждение на специальной российско-кувейтской совместной комиссии.
Кстати, из Кувейта накануне к нам пришла радостная весть: в июле эмир Кувейта издал указ, в котором он практически легализовал Российский центр аль-васатыйи в своей стране. Таким образом получилось, что российский центр получил легализацию выше, чем Международный центр аль-Васатыйи, созданный по инициативе правительства Кувейта.
- Вы упомянули о «социальной доктрине ислама», что это за понятие?
– Исламу нужна концепция, которая бы объединяла религиозное учение с традиционным укладом жизни современных людей и с реальными обстоятельствами жизни в нашем земном Отечестве – России. Мы, мусульмане, граждане России, нашей земной Родины, проживая веками бок о бок с людьми самых разных национальностей, религий и культур, должны сами для себя осмыслить и богословски уяснить, как нам адекватно проецировать общий мусульманский фикх и фикх меньшинств на данную конкретную реальность, с учетом наших гражданских обязанностей и патриотического долга, и это должны решать сообща ученые, богословы, общественные деятели. Иначе говоря, мы должны подумать, как соотнести Мединское соглашение с нашей современной духовной, культурной и правовой реальностью.
- Большое Вам спасибо за познавательную, интересную беседу. Редакция IslamNews поздравляет Вас с праздником Ураза–байрам и желает больших творческих успехов и реализации всего задуманного во благо мусульманской уммы!
- Я так же хотел бы поздравить редакцию IslamNews, ее читателей и всех братьев и сестер с объединяющим всех нас, мусульман, праздником Ураза–байрам! Хотел бы пожелать Вам добра, мира и милости Всевышнего!
Ответить
Для моего друга Абу Ханифе, для размышления!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. «Мужчина пастух своей семьи и ответственен за нее». исходя из этого хадиса, если кто-либо, умирая, оставля- ет в своем доме спутниковую антенну, тот предает свою семью, он нарушает завет и будет лишен Рая, как об этом сказано в хадисе». Эта фетва была издана муфтием шейхом Му- хаммадом бин Салихом аль-усеймином 25/3/1417г. (10/08/1996г.), а 28/3/1417г. (13/08/1996г.) он поставил под ней личную подпись. А Шей...
Читать дальше
Ответить
Для модератора и многоуважаемому моему другу Абу-Ханифе: «Маджмуъ фатава ва расаил фадылят аш-шейх Мухаммад бин Салих аль- Усеймин». – Т. 3. – С. 3, фетва № 428.
Ответить
"Самый крупный современности саляфитский ученый шейх Абдулазиз бин Абдулла бин Баз придерживается мнения, что, по его мнению, тот, кто верит во вращение земли, является вероотступником, заслуживает смертной казни, а его имущество должно быть передано в пользу общемусульманской казны (байт аль-мал аль-муслимин). Что же касается шейха аль-Усеймина, то он рекомендует учителям географии вообще не упоминать теорию о вращении Земли на своих уроках"
Ответить
Во времена распада халифата возникало большое количество партий которые занимались благотворительностью и т.д. и лишь малые из них занимались действительно важной целью - не допустить распада государства!! Вот и сейчас я вижу группу которая и будет заниматься "благотворительностью". А разве эта группа сможет решить проблемы уммы?? А разве так пророк Мухаммад (с.а.с.) решал проблемы?? Коран и Сунна вот единственные идея и метод!!
Ответить
снова спор бульдога с носорогом... умеренность действительно должна присутствовать во всем, даже в обрядах поклонения... странно, и в то же время понятно, что все эти названия "васатыийя", "прогрессивные мусульмане", "ахлю-с-сунна ва джамаа" это всего лишь попытки выделить себя из толпы загнившей массы мусульман и попробовать показать себя новым примером как самим мусульманам так и посторонним зевакам ищущим Истину... Человек следующий Корану и Сунне, не позволяющий втягивать себя в мелочные разговоры и споры, всегда сможет легко определить и увидеть подобных себе...
Читать дальше
Ответить
Салямун алейкум! как я считаю в самих словах ваххабит или салафизм нет ничего опасного. Почему я так считаю? потому что при рассмотрении истории возникновения вахабитского движения, сегодняшней саудовской аравией (ислам с ваххабитским мазхабом) и теми кого сейчас называют ваххабистами (здесь вообще вопрос отдельный) я вижу разницу. главное, что бы современные вахаббиты и салафиты делали, то что делали пророк (сав), сахабы, табиины и табиин табиины.
Ответить
"коренными зубами держаться" нужно еще уметь за Коран и Сунну !! нужно всем муслимам тщательнейшим образом изучать Жизнеописание Пророка , нужно уметь делать аналогии с нашей реальностью !
Ответить
"Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави." Ничего себе! Карадави или его последователи на мазхаб- "богословскую школу" претендует что ли? Не тот ли это Карадави который давал фатуа на кого-то из арабских правителей о смертной казни для него? Это что ли АльВасатыя? Тогда как саудовские ученые призывали к остановке смуты - а ведь всякие р...
Читать дальше
Ответить
Во времена распада халифата возникало большое количество партий которые занимались благотворительностью и т.д. и лишь малые из них занимались действительно важной целью - не допустить распада государства!! Вот и сейчас я вижу группу которая и будет заниматься "благотворительностью". А разве эта группа сможет решить проблемы уммы?? А разве так пророк Мухаммад (с.а.с.) решал проблемы?? Коран и Сунна вот единственные идея и метод!!
Ответить
снова спор бульдога с носорогом... умеренность действительно должна присутствовать во всем, даже в обрядах поклонения... странно, и в то же время понятно, что все эти названия "васатыийя", "прогрессивные мусульмане", "ахлю-с-сунна ва джамаа" это всего лишь попытки выделить себя из толпы загнившей массы мусульман и попробовать показать себя новым примером как самим мусульманам так и посторонним зевакам ищущим Истину... Человек следующий Корану и Сунне, не позволяющий втягивать себя в мелочные разговоры и споры, всегда сможет легко определить и увидеть подобных себе...
Читать дальше
Ответить
Салямун алейкум! как я считаю в самих словах ваххабит или салафизм нет ничего опасного. Почему я так считаю? потому что при рассмотрении истории возникновения вахабитского движения, сегодняшней саудовской аравией (ислам с ваххабитским мазхабом) и теми кого сейчас называют ваххабистами (здесь вообще вопрос отдельный) я вижу разницу. главное, что бы современные вахаббиты и салафиты делали, то что делали пророк (сав), сахабы, табиины и табиин табиины.
Ответить
"коренными зубами держаться" нужно еще уметь за Коран и Сунну !! нужно всем муслимам тщательнейшим образом изучать Жизнеописание Пророка , нужно уметь делать аналогии с нашей реальностью !
Ответить
"Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави." Ничего себе! Карадави или его последователи на мазхаб- "богословскую школу" претендует что ли? Не тот ли это Карадави который давал фатуа на кого-то из арабских правителей о смертной казни для него? Это что ли АльВасатыя? Тогда как саудовские ученые призывали к остановке смуты - а ведь всякие р...
Читать дальше