"Без активного участия в политике мусульмане останутся в роли просителей"

Валиахмет Садур
«Большинство делегатов, присутствующих на нашей конференции, представляет Российскую Федерацию, и это не случайно. Да, мы с самого начала стояли за единство страны, потому что в составе СССР мусульмане имели больший вес, чем в составе Российской Федерации. И мы стоим против развала Российской Федерации, потому что без Северного Кавказа в республике останется лишь 4-5% мусульманского населения». Эти актуальные для сегодняшнего времени слова из доклада одного из самых ярких мусульманских мыслителей России Валиахмета Садура, прочитанного им ровно 17 лет назад.

12 апреля 1992 года в Саратове по приглашению саратовского имама Мукаддаса Бибарсова состоялась конференция Исламской партии возрождения. Минула целая эпоха, во время которой страна пережила несколько потрясений и ярких дат. И надо признаться: у российских граждан разная память и разные даты. Начало девяностых для мусульман означает освобождение религии, становление исламской мысли и мусульманского самосознания. На той конференции Валиахмет Садур – блестящий интеллектуал и исламский мыслитель заметил, что «возвращение» России в Европу так и не состоялось.



«Одним из распространённых способов доказательства правильности тех или иных мероприятий в области экономики или политики является в России ссылка на мировой опыт. Но под мировым опытом подразумевают не опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня или, тем более, мусульманских государств, входящих в десятку стран с самым высоким доходом на душу населения, а европейских государств. Говорят, что Россия возвращается в Европу. Но она уже входила в Европу, начиная со времен Петра I, и если 70 лет оказалось достаточно, чтобы отставить сделанное за 200 лет, не означает ли это, что Россия так и не стала Европой?» – говорил с трибуны Садур. Минуло 17 лет – по-прежнему грезы о Европе не оставляют политиков и общественных деятелей. Хотя и наметился другой вектор – руководители страны заявляют о сближении России с исламским миром.



Но тогда, в 92-м году мусульман России беспокоили, прежде всего, потеря самоидентификации, «превращение национальных меньшинств в индейцев и маори». «Татарстан и Башкортостан представляют собой республики, в которых мусульмане составляют самые крупные национальные группы. По населению, площади и основным экономическим показателям Татарстан и Башкортостан превосходят каждую третью из бывших союзных республик, и вопрос о выравнивании их статуса стоял давно», – говорил Садур, комментируя тогдашние претензии двух республик на особый федеральный статус.



Многие наши проблемы и страхи – из прошлого. Валиахмет Садур хорошо это знал, когда говорил с трибуны конференции Исламской партии возрождения о том, что цели этой организации не сиюминутны, что партия не ставит «перед собой цель преобразовывать человека в течение одного-двух-трёх поколений, как это делали коммунисты». «Наша задача, – говорил Садур, – стремиться к тому, чтобы как можно больше людей стали мусульманами, чтобы звучали слова Священного Корана: «Господь мой! Мы услышали призывающего, который призывал к вере: «Веруйте в Господа нашего!» – и мы уверовали». «Выполнение поставленной задачи мы видим, прежде всего, в просвещении, в приобщении к знаниям, содержащимся в Коране и Сунне, и к знаниям, не упомянутым в этих книгах, но соответствующим им и охватывающим все сферы жизни», – говорил мусульманский мыслитель.



Задачи для мусульман, которые очертил Садур в 1992 году, актуальны по-прежнему. Это означает, что российские мусульмане мало сдвинулись с точки, в которой начала вновь возрождаться исламская мысль в России.

«Общий политический курс, которому может следовать наша партия в этих условиях, может быть связан не с приходом к власти, а с воздействием на властные структуры, которые имеют дело с мусульманскими меньшинствами. Во время выборов мы можем выступать только в блоке с другими партиями при условии, что те, кого мы будем поддерживать, будут стремиться к равноправию мусульман с другими гражданами страны. Равноправие должно состоять в том, чтобы в общественных местах были созданы условия для омовения мусульман, для совершения ими намаза, а в местах поста-Рамадан мусульмане должны иметь возможность приёма дозволенной пищи, причём права мусульман должны оговариваться в соответствии с законом, а не в результате личной договорённости с работодателями», – говорил Садур. Он отметил, что «пока мы не видим ни одной партии… занимающей наиболее лояльную позицию по отношению к мусульманам». Если мы обратим внимание на нынешний политический небосклон России, то поймем, что положение мусульман на политическом поле еще более удручающее, нежели во времена Исламской партии возрождения.



«Без активного участия, – призывал тогда Садур, – в политической жизни Российской Федерации мусульмане Европейской части СНГ и Сибири могут остаться в роли просителей, а не полноправных членов общества. Выход той или иной части России из её состава не должен парализовать нашей деятельности. Если мы будем стремиться занять своё место в обществе, о нас будут судить по нашим собственным делам, а не по делам наших близких». Прислушаемся к его словам сегодня.

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика