В образе Александра Невского отразился дух единства народов России

Александр Невский

Александр Невский

Теги:

2
20 Сентября 2021г. (12 Сафар)

В Петербурге с 12 по 19 сентября прошли торжества, посвященные 800-летие со дня рождения Александра Невского. В эти же дни прошли торжества по всей России.

Для многих поколений россиян Александр Невский такой же легендарный герой, как для современной молодежи герои Marvel.

Сравнение может не совсем корректно с точки зрения академической науки, но оно отражает суть проблемы восприятия образа героя сегодня и вчера, и в далеком прошлом.

К юбилею Александра Невского вышло интервью доктора исторических наук, профессора Игоря Данилевского под названием «Александр Невский – герой или предатель?» Сразу скажу, что целиком и полностью согласен с историком: «Не герой и не предатель, он нормальный правитель своего времени».

Вместе с тем сама постановка вопроса «герой или предатель?» – не случайна, потому что тенденция мыслить «наши» – «не наши» имеет место быть и в науке, и в общественном сознании. Александр Невский фигура в российской истории поразительно яркая, и в тоже время наиболее уязвимая в силу его контактов с Золотой Ордой.

В своем историко-психологическом этюде «Черная легенда», Лев Николаевич Гумилев писал: «Неисчислимы беды, происходящие от предвзятых мнений и ошибок. Главная заслуга науки в том, что она, часто с мучительными усилиями, вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Каждая удача в этом направлении – подвиг, и очень трудный, потому что опровергнуть ложное суждение можно, лишь вскрыв его корни. А они, зачастую болезненные и застарелые, уходят в глубь веков».

В книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков», мной много раз было сказано, что категоричность суждений – тупиковый путь, при этом призывая к разговору говоря с позиций вероятности. В этом случае появляется возможность расширенного исторического анализа, в котором альтернативность суждений создает диалоговою атмосферу, позволяет оценивать события так, словно перед нами несколько альтернативных реальностей. Было верно замечено, что часто через ворота мечты, открывается путь в историческую реальность – ту, что не придумана, что была и есть сегодня.

Не могу не отметить «ворота мечты» Велимира Хлебникова, которые вели к «общеазийскому сознанию в песнях». Русский поэт был убежден, что «мозг земли» не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был «материковым». Хочу уточнить «материковым» в пространстве и славяно-тюркского исторического времени. Это важно для будущего единства народов России, формирования национальной идеи на основе «общеазийского сознания в песнях», которые как «Слово о полку Игореве» создано, как научно доказал выдающийся поэт современности Олжас Сулейменов на славянском и тюркском языках.

Он утверждал в своей книге «Аз и Я», что язык сохраняет Летопись мира, не отразившуюся в письменности. Он свидетельствует, что с дохристианских времен славяне мирно общались с тюрками. Вместе пасли скот и пахали землю, ткали ковры, шили одежду, торговали друг с другом, воевали против общих врагов, писали одними буквами, пели и играли на одних инструментах. Верили в одно. Только во времена мира и дружбы могли войти в славянские языки такие слова тюркские, как – пшено (пшеница, сено), ткань, письмо, бумага, буква, карандаш, слово, язык, уют, явь, сон, друг, товарищ.

Великий Князь Романов Владимир Кириллович в одном из интервью сказал: «Славянство и Туран, Русь и Степь – эти великие Космосы с их глубинными духовными геополитическими связями, – убежден, еще найдут в себе силы и энергию для нового взаимообогащающего синтеза».

Нельзя не отметить, что в поисках исторической справедливости, отдельные исследователи одни мифы пытаются заменить другими. В частности, не могу разделить утверждение Геннадия Тюньдешева, которое он вынес в заглавие своей книги «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Не вызывает никакого сомнения, что история Государства российского от времен Великой Тартарии, трагедии внуков кагана Муэмина II – Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми (их канонизировали в лике мучеников), неразрывно связана с эволюцией тюрко-славянского этноса, но монгольская составляющая здесь весьма ограничена, если не сказать крайне мала.

Упоминая святых Бориса и Глеба, хочу особо подчеркнуть, что в отличие от них (так похожих на него своей татарскостью) Александр Невский оставил самый яркий след в истории допетровской России. Я преднамеренно, акцентирую – допетровской, потому, что все что происходит с историей далее не имеет к исторической правде никого отношения. И это касается не столько фактов и дат, сколько их интерпретации.

Скажем так, что мало кто из историков остался равнодушен к тому, что Александр Невский был приемным сыном хана Батыя, а после его смерти сотрудничал с ханом Берке, который к тому времени, принял ислам. И думается, не случайно же мы находим стих из 61 суры из Корана на шлеме Александра Невского.

Шлем Александра Невского, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля

Золотая Орда (орда – порядок) как явление татаро-монгольской культуры, безусловно сыграла системообразующую или, правильнее сказать свою государствообразующую роль. Такие пассионарии как Александр Невский внесли свой неоценимый вклад в этот созидательный процесс который блестяще использовали такие пассионарии как Александр Невский.

Он сознательно пошел на встречу Батыю как к союзнику. Больше того, он видел в нем отца-наставника. Батый тоже был не прочь иметь рядом умного и сильного союзника, которого при этом можно называть сыном. Это был тот самый пример разумного симбиоза людей различных культур, который сыграл решающую роль в формировании будущей России, ее евразийской сущности.

Ради справедливости надо сказать, что в последние годы появились ученые, которые освещают главные смыслы отношений Александра Невского с золотоордынцами с позиций, я бы сказал, исторической целесообразности, развенчивая мифы и стереотипы, складывавшиеся веками, отбрасывая при этом, на сколько это возможно, субъективные оценки. Приходит понимание, что не случайно именно Александр Невский с его ориентацией на единство с татаро-монголами, с его более чем лояльным отношением к исламу, по результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года был выбран «именем России».

Если не брать в расчет все рассуждения о Невском в духе «наш или не наш», то не трудно представить себе ситуацию, при которой он одновременно являлся ордынским ханом (имея ярлык на великое княжение), побратимом сына хана Батыя – Джучи хана Сартака и князем новгородским, Великим Князем киевским, и Великим Князем владимирским.

Почему нельзя допустить, что двое молодых князя не могли дружить и сражаться плечом к плечу? Лев Гумилев в своих исследованиях этого периода истории отмечал, что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».

Братья

Можно предположить, что сделал свой выбор преследуя какие-то личные интересы и предпочтения (в чем его постоянно обвиняют), но в масштабах истории это был выбор в пользу России, в пользу православия. «К сожалению, – писал Лев Гумилев, – среди современников, безвозвратно терявших пассионарность, политический курс Александра Ярославича популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли». Здесь важно уточнить: спасению не от Востока, а от Запада.

Мне представляется, что празднование 800-летия со дня рождения Александра Невского должно стать не просто торжеством исторической правды по отношению к одному из архитекторов российской государственности, но и ответом, чем в действительности была Золотая Орда, и те народы, которые она объединяла на евразийском пространстве. Лев Гумилев высказался однозначно: «Монголо-татарского ига не было», но были сводные братья Невский и Сартак. В этой связи, хотелось бы вспомнить, как хорошо сказал выдающийся немецкий теоретик историографии Марк Блок: «… история – это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках неоценимы выгоды для жизни и для науки, если встреча эта будет – братской».

В реальном образе Александра Невского, отразился дух единства народов России, их общая судьба и, вне всякого сомнения, общее будущее.

Исмагил Шангареев, Стокгольм, 2021 г.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Игорь 21 Сентября 2021г.
Ответить

Очень содержательно и интересно. Настоящая евразийская идея. Благодарю!

Рамиль 11 Декабря 2022г.
Ответить

Действительно золотая орда была наиболее справедливой общностью различных народов. В Орде царили мир и покой. Была конституция ( Язу), в которой была социальная направленность и из которой даже в наше время можно подчеркнуть много полезного. На татарском (тюркском) языке "мэнге" означает "вечный", так чингизхан называл своих сторонников . Этнические монголы не имеют никаких отношений к этим событиям.В 18 веке при Петре первом историки как правило немцы, наводнившие Российскую академию, посчитали это как монголы. Отсюда и появились татаро монголы.Еще настоящие татары и монголы были смер...
Читать дальше

Яндекс.Метрика