Рецепты Ататюрка для Казахстана

Снятие хиджаба

Размышляя над недавними заявлениями казахских официальных лиц о том, какой дресс-код они считают наиболее приемлемым для современного казахстанского общества невольно напрашивается сравнение с теми мерами, которые основатель турецкой республики Мустафа Кемаль, по прозвищу Ататюрк, (не правда ли очень созвучно с титулом казахского лидера нации – Елбасы) предпринимал в подвластной ему Турции.

Используя тезис о том, что Турция должна руководствоваться опытом передовых европейских стран он также провозгласил отделение религии от государства, сделал упор на светское понятие государства-нации, ввел латинский алфавит и повел беспощадную борьбу с тем, что он назвал «отсталостью».

Одной из первых мер этой борьбы стал декрет о запрете на ношение мусульманской традиционной одежды, изданный в ноябре 1925 года, который в Турции получил название «шляпной революции». У этой революции были и свои жертвы. Так, известный османский богослов Атиф Ходжа двумя годами ранее написавший книгу, в которой порицались мусульмане, подражающие в одежде европейцам был арестован и отдан под суд, который его, тем не менее, оправдал. Это вызвало гнев «отца турок», который другим своим декретом образовал особый трибунал, судивший Атиф Ходжу второй раз и приговоривший его и еще одного солидаризировавшегося с ним богослова – Али Резу к смертной казни, которая была приведена в исполнение. Оба они были повешены 4 февраля 1926 года.

В дальнейшем турецкие власти настойчиво противостояли попыткам «легализовать» элементы мусульманского дресс-кода, в первую очередь женский головной платок. В 60-ые годы прошлого века, во время «первой волны» реисламизации Турции они пресекли попытки добиться разрешения носить платок хотя бы тем студенткам турецких университетов, которые обучались на теологических факультетах. В связи с этим тогдашний президент Турции Джевдет Сунай заявил по этому поводу в марте 1968 года: «Попытки заставить наших женщин и девушек покрывать головы неприемлемы». Он также заявил, что «защитники шариата нарушают свободу выражения и элементарные права человека, заставляя женщин надевать платок».

Разве не перекликается с этими словами заявление министра по делам религий Казахстана Нуралана Ермекбаева: «Люди, которые носят такую одежду, они тем самым демонстрируют несогласие с теми принципами и духовными ценностями, которые исторически сложились у нас в обществе. То есть они оказывают негативное влияние на других, вызывают раздражение и недовольство большинства граждан»? В Турции последовательно запрещали и ношение бород, и ношение одежды, как противоречащей государственным устоям светской республики.

В 1999 году это даже привело к инциденту на государственном уровне, когда избранному депутату парламента от партии Добродетели Мерве Кавакчи не дали принести парламентскую присягу из-за того, что она пришла не церемонию в хиджабе. Тогда 40-минутный спор депутата с премьер-министром, транслировавшийся по телевидению закончился тем, что ее насильно вывели из здания парламента. Затем под предлогом наличия у Кавакчи гражданства США ее лишили гражданства Турции и звания депутата.

Такая политика продолжалась вплоть до прихода к власти Партии Справедливости и Развития под руководством Реджепа Эрдогана. Их усилиями в 2008-2016 годах были последовательно отменены законодательные меры, запрещавшие ношение женских платков. С 2008 года было разрешено ношение платка в школах и университетах, а с 2013 года – в государственных учреждениях. В 2016 году такое право получили служащие в армии и полиции. Путь от полного запрещения традиционной одежды мусульман в Турции до ее разрешения занял более 80 лет. Вполне возможно, что властям Казахстана, с учетом турецкого опыта понадобится меньше времени, чтобы разобраться в том, что для них более неприемлемо – мини-юбки или никабы. Ведь мини-юбки также не свойственны «духовным ценностям, которые исторически сложились в казахском обществе», однако об их запрете речь пока не идет.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Abdullah 31 Августа 2017г.
Ответить

Надо бороться с геями и педофилами, а ни с мусульманами с бородой. Надо бороться с проституцией, а ни с праведными мусульманками. Знайте! Кто борется с хиджабом и бородой тот объявил войну против АЛЛАhA.

шахан 30 Августа 2017г.
Ответить

Я верю в аллаха но не верю муллам. Потому что считаю что все что от дюдей это от дьявола. арабов 200 млн а одного государства нет потому что это все разные народы говорящие на арабском ислам сейчас стал орудием идеологической борьбы. наши муллы рвутся к власти а в аллаха они не верят.

Кылчык 28 Августа 2017г.
Ответить
10

"Елбасы", помни, - ты в руках Аллаха, захочет, лишит тебя "ел", захочет, лишит тебя "басы" за твои выкрутасы! А ведь потом ещё в Аду гореть тебе, бесконечно! Прочитай хоть раз Коран, и делай так, как Он сказал!

Яндекс.Метрика