Религиозное воспитание в школе на примере Австрии

news-x8KOmgb1Vw
Долгое время не утихают жаркие дискуссии о том, надо ли вводить уроки религии в средних образовательных школах России. Спорят, в основном, о целесообразности и возможных последствиях каких-либо нововведений.

Нет сомнений, дискуссии эти обоснованы, так как дисциплина, поддерживающая нравственные основы в школьном образовании, необходима. Нужна идея, принципы, на которых выстраивались бы не только особенности менталитета, но и нравственное самосознание.



Россия – не первая страна, столкнувшаяся с такой проблемой. Подобные вопросы решали в течение последних десятилетий многие европейские страны, в том числе и консервативная Австрия – страна с сильно доминирующей, но отделенной от государства католической церковью.



Уровень преступности в этой стране – один из самых низких в Европе, большинству граждан нет необходимости объяснять, что значат такие слова, как "можно-нельзя", "свое-чужое", "толерантность", "терпимость" и прочее. Естественно, и здесь не без исключений, но в целом пример положительный. Давайте посмотрим, как же австрийцы решили вопрос с уроком религии?



Устраивая ребенка в школу, специализированную или просто по месту жительства, родители заполняют анкету, в которой указывают религиозную принадлежность будущего ученика. В данной графе может быть названа любая официальная конфессия или фраза "без религиозной принадлежности".



В последнем случае ребенок освобождается от обязательного посещения уроков религии, а ходить на него может только по собственному жгучему желанию. Во всех остальных случаях религия – такой же предмет, как и математика с иностранным языком.



В австрийских школах имеются несколько специально обученных преподавателей, обычно католического и местами лютеранского вероисповедания. Таким образом, для детей, исповедующих эти религии за пометочкой "присутствовал на уроке" и оценкой далеко ходить не надо. Некатолики и нелютеране от этих уроков освобождаются, но им в конце полугодия нужно принести бланк с оценками из своей пятничной, субботней, воскресной или еще какой-либо школы. У детей без религиозной принадлежности оценка по религии добровольно в аттестате отсутствует.



Имеется достаточное количество мечетей, синагог, православных и других храмов, считающих своим долгом предоставить не только помещение, но и сертифицированных преподавателей, которые занимаются не религиозной пропагандой, а воспитательно-образовательной деятельностью.



Несмотря на то, что в Австрии религия преподается в обязательном порядке, школы и гимназии по-прежнему остаются светскими учебными заведениями. Ничьи права не ущемляются, разнообразие приветствуется.



Конечно, для того, чтобы в России ввести нечто подобное, нужно как следует продумать не только форму таких уроков религии, но и требования к потенциальным педагогам.



Любое нововведение, особенно такое глубинное, как религиозное обучение нации должно быть продумано до мелочей. Об идеологическом и нравственном воспитании молодых поколений законодательным и исполнительным органам необходимо активно думать на всех уровнях власти. Ведь общая идея, основанная на нравственности – это тот реактивный двигатель, который не только помог бы реализовать запланированные преобразования страны, но и обеспечивал бы поддержание моральных ценностей общества в будущем.



По материалам сайта Наследие.ru

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика