Ревность жен Пророка друг к другу

Супружеская ревность является естественным врожденным чувством, присущим абсолютно каждой человеческой душе и особенно ярко она проявляется у супруг многоженца. Надо сказать, что жены порока Мухаммада в этом смысле не являлись исключением и подобно другим женщинам так же ревновали друг к другу.

Вместе с тем, это нисколько не умаляет их степени, поскольку шариат не предписывает женам мужчин не ревновать. Единственное, что требуется от женщин, это, чтобы они сдерживали свою ревность и не позволяли ей переступать границы, когда это чувство перерастает во взаимную зависть, желание навредить, ненависть и вражду, укореняющиеся в сердцах. Подобное поведение не приличествует обычным мусульманкам, не говоря уже о женах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являющихся примером для верующих мужчин и женщин. Однако ревность как таковая была присуща им. Даже столь любимая посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, вышедшая замуж девственницей, ревновала к уже умершей на тот момент Хадидже из-за того, что пророк часто отзывался с похвалой в ее адрес. Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ей Аллах, говорила: «Ни к кому из жён пророка я не ревновала столь сильно, как к Хадидже, потому что он часто говорил и хорошо отзывался о ней. И посланнику Аллаха было внушено в откровении, чтобы он обрадовал ее домом в Раю из полой жемчужины».[1]

И если ‘Аиша ревновала к Хадидже, которую она никогда не видела в своей жизни, то остальные жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ревновали его к ‘Аише, зная, как сильно он любил ее. И особенно, когда видели, что люди старались преподнести ему свои подарки именно в день ‘Аиши, желая тем самым порадовать его. Однажды жены пророка даже послали к нему его дочь Фатыму, а затем Зайнаб бинт Джахш с просьбой быть справедливым и относится к ним так же, как он относится к дочери Абу Кухафы (т.е. к ‘Аише).[2] И подтолкнуло их к этому не что иное, как ревность.

Передают со слов ‘Аиши: «Желая отправиться куда-либо в поездку, пророк бросал жребий между своими жёнами. Однажды жребий выпал на ‘Аишу и Хафсу, и он взял их с собой обеих. Когда наступала ночь, пророк ехал вместе с ‘Аишей и разговаривал с ней, и однажды Хафса сказала ‘Аише: «Не сядешь ли ты сегодня ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего, и мы посмотрим, что из этого выйдет». ‘Аиша сказала: «Хорошо», и села на верблюда Хафсы, а через некоторое время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к верблюду ‘Аиши, на котором сидела Хафса, поприветствовал её и ехал рядом, пока они не остановились на отдых. Так ‘Аиша потеряла пророка и приветствует, и когда они остановились, она сунула свои ноги в душистый тростник и воскликнула: «О Господь мой, пусть ужалит меня скорпион или змея! Вот Твой посланник, а я ничего не могу сказать ему!»[3]

Та же самая ревность подтолкнула ‘Аишу к тому, чтобы обозвать Сафийю иудейкой. Ибн Са’д сообщает, что ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из Хайбара вместе с Сафийей и поселил ее в одном из домов Харисы ибн ан-Ну’мана. Прослышав о ее красоте, к ней стали приходить жены ансаров, чтобы своими глазами посмотреть на нее. Пришла также и ‘Аиша, скрыв свое лицо под покрывалом, однако посланник Аллаха узнал ее. Когда она вышла, он вышел следом и спросил: «Какой ты ее находишь, о ‘Аиша?» ‘Аиша ответила: «Я нахожу её иудейкой». На что он сказал: «Не говори так, о ‘Аиша. Она приняла Ислам и исповедует его прекрасным образом».[4]

Мы не станем приводить здесь все эпизоды того, как сильно жены пророка ревновали друг к другу. Ограничимся лишь тем, что подобное имело место среди них, и это подтверждается достоверными источниками. Главное на что мы хотим обратить внимание, это то, что жены пророка были обычными людьми и между ними порой происходили точно такие же ситуации, как и между остальными женщинами. Их также постигали наваждения шайтана, желавшего посеять раздор между ними, однако они быстро вспоминали об Аллахе и Его границах, приходили в себя, каялись и просили прощения у Аллаха, чем воплощали в себе образ богобоязненных людей, о которых Всевышний говорит: «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от шайтана, то они поминают назидание и прозревают».[5] И в жизнеописании жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречаются моменты, подтверждающие это. Так, когда Умм Хабиба лежала при смерти, она призвала к себе ‘Аишу, да будет доволен ими Аллах, и сказала: «Между нами, женами одного мужчины, случалось всякое, пусть же Аллах простит и мне, и тебе за все это». ‘Аиша сказала: «Да простит тебе Аллах, не взыщет с тебя и извинит за все это!» Умм Хабиба сказала: «Как же ты обрадовала меня этими словами. Да обрадует Аллах и тебя!» Затем она послала за Умм Салямой и сказала ей то же самое.[6]

Пророк очень мудро тушил вспышки ревности между своим супругами: он никогда не грубил им и не был крайне суров в наказании. Напротив, он был мягок с ними и терпелив, деликатно наставляя ту из них, которая преступала границы, напоминая ей об Аллахе и открывая глаза на истинное положение дел, и выше мы уже приводили некоторые примеры этого из Сунны. Так, в частности, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ‘Аише о том, какими качествами отличалась Хадиджа, когда та ревновала его к ней. Но было также и такое, что однажды он оставил Зайнаб бинт Джахш за то, что она назвала Сафийю иудейкой, и не приходил к ней в течение месяцев зуль-ка’ды, мухаррама и частично сафара.[7]

Подводя итог, можно сказать, что ревность – это абсолютно естественное явление, особенно если речь идет о семье многоженца, и женщине никак не избежать этого чувства. Более того, мы видим, что ревность возникает между женщинами, которые не являются супругами одного мужчины, ведь ревнуют своих мужей и единственные жены, опасаясь, что он может быть поражен красотой или знаниями другой женщины и женится на ней, и тогда она перестанет быть единственной его женой. Если ревность имеет месть быть до заключения брака со второй, то, что уж тогда говорить о том, когда он будет заключен? Однако, что действительно страшно, греховно и губительно, так это ситуации, когда под предлогом ревности женщина начинает препятствовать мужу в его законном праве на еще одну или нескольких супруг, или же когда она использует ревность, как оправдание своих злонамеренных действий для того, чтобы навредить другой жене своего мужа или вступить с ней в распри. Что же касается тех ситуаций, которые в порыве ревности возникали между женами пророка, то необходимо отметить, что существует разница между тем, когда женщина, поддавшись сиюминутной ревности и выйдя за рамки дозволенного, сразу же кается перед Аллахом и возвращается к соблюдению Его Законов, и женщиной, которая намеренно идет на противостояние и желает причинить вред своей «сопернице», не раскаиваясь за содеянное. Жены пророка не были из числа таких женщин, которые в своей непомерной ревности провоцируют вражду и обостряют конфликты, и никогда не использовали ревность как предлог для оправдания ненависти, злобы и неприязни друг к другу.

--------------------------------------------------------

[1] «Сахих аль-Бухари», Книга брака 6/158.

[2] «Сахих Муслим», Книга о достоинствах сподвижников 4/1891.

[3] «Сахих Муслим», Книга о достоинствах сподвижников 4/1894.

[4] Ибн Са’д «Ат-Табакат аль-Кубра» 8/126.

[5] Св. Коран. «Преграды», 201.

[6] Ибн Са’д, «Ат-Табакат аль-Кубра» 8/99-100.

[7] Ибн ‘Абдуль-Барр, «Аль-Исти’аб» 4/315.

Автор: Ахмад Мухаммад Аль-Къасимий

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий