Риза Фахретдин о мазхабах и разногласиях мусульман

Риза Фахретдин

Риза Фахретдин

Теги:


0
02 Октября (24 Сафар)

Мазхаб (правовая школа) – дело совести каждого человека. Ни один из стыдящихся Аллаха Всевышнего не посмеет сказать, что он предписан шариатом. Люди, при необходимости, вольны как вступить в тот мазхаб, который считают верным, так и довольствоваться следованием за его Превосходительством защитником пророчества (т. е. пророком Мухаммадом. – Прим. перев.) и не примыкать ни к одной из правовых школ.

Вражда и порицание одного человека другим по поводу мазхаба является несправедливостью и преступлением, которое появилось вслед за исчезновением праведных предшественников (салаф ас-салих)[1].

Наставник и шейх хадисоведов Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари[2] читал благородные хадисы преклонив колени перед Абу ‘Усманом ‘Амром бин ‘Убайдом[3] и ‘Имраном бин Хиттаном[4]. Однако, дело в том, что первый из них был шейхом му‘тазилитов[5], а последний – муджтахидом хариджитов[6].

Однажды, когда речь зашла об ‘Амре бин ‘Убайде Хасан аль-Басри[7] сказал: «Словно ангелы учили его хорошим манерам и словно пророки давали ему воспитание: я ни разу в жизни не видел человека, у которого бы внешнее в той же степени соответствовало внутреннему, так же как у него!» Сообщается, что после его смерти аббасидский халиф аль-Мансур[8] прочитал посвященную ему элегию (1)[9].

Невозможно понять, какие доказательства лежат в основе свидетельств о благости одних мусульманских течений и скверности других, а также решения на [попадание] их в рай или ад. Говоря откровенно, все это неразрешимая загадка. В хадисе о расколе (хадис аль-ифтирак)[10] дается описание лишь одной группы, да и то крайне общее и охватывающее множество течений, при том, что остальные никак не определены. Кому и кем дано право относить какую-то группу мусульман к числу «потерпевших убыток» (хасарин), в то время как Асхаб (Обладатель) шариата[11] не сделал этого? Тем не менее, о достоверности основы данного хадиса ведутся споры, но даже в случае его подлинности он представляет собой всего лишь хабар вахид[12]. А раз так, то как может быть надежным опирающееся на него установление в области убеждений?

Священный Коран облагодетельствовал мусульман, примирив их сердца. Также он поведал о наличии между ними духовного братства и предписал соблюдать все вытекающие из него обязательства. Его Превосходительство защитник пророчества, стремясь полностью укоренить принципы любви и взаимоуважения, прекращает классовые разногласия (сыйныфи ифтирак) среди мусульман и провозглашает свободу и равенство. Ради этой цели он дает бесконечное и бесчисленное множество наставлений. Тем не менее, как это ни удивительно, спустя некоторое время после этого мусульмане принялись совершать нападки на [чужие] сердца и под всевозможными предлогами обвинять друг друга в заблуждениях. Боже мой! Неужто рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли»[13], как описывает его Благородный Коран, оказался бы для них тесен? Или же им было велено наполнять людьми ад?


-----------------------------------------

[1] Салаф – тот, кто был раньше, оказался в каком-либо месте раньше остальных. Термин салаф в исламской науке чаще всего используется при упоминании трех первых исламских поколений: сахабов, таби‘инов и таби ат-таби‘инов.

[2]Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари (194–256 / 810–870) – один из самых известных хадисоведов, составитель «Сахиха».

[3]Абу ‘Усман ‘Амр бин ‘Убайд (ум. 143/761) – богослов персидского происхождения, один из основоположников му‘тазилизма, некоторое время учился у Хасана аль-Басри. Вероятно, Р. Фахретдин допустил ошибку, поскольку аль-Бухари не мог слышать хадисы напрямую ни от ‘Амра бин ‘Убайда, ни от ‘Имрана бин Хиттана. Скорее всего он подразумевает, что аль-Бухари включил предания, переданные от них, в свой свод хадисов.

[4] ‘Имран бин Хиттан (ум. 84/703) – поэт, правовед.

[5] Му‘тазилиты (аль-му‘тазила – «отделившиеся», «обособившиеся») – представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), возникшей в VIII в. Получили свое название в связи с «обособлением» Васила Ибн ‘Атаʼ и ‘Амра бин ‘Убайда от кружка Хасана аль-Басри. Му‘тазилиты считали необходимым обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами, фактически давая разуму приоритет над религиозными источниками. Были вдохновителями репрессий, получивших название «михна», против не согласных с их взглядами богословов.

[6]Хариджиты (хаваридж – «выступающие», «мятежники») – последователи самой ранней в истории ислама секты, образовавшейся во время борьбы за власть между ‘Али бин Абу Талибом и Муави‘и. Первоначально выступали на стороне ‘Али, однако после того, как он согласился на третейский суд, покинули его лагерь. Отличались очень строгим исполнением религиозных предписаний, считали, что совершившие «тяжкие грехи» мусульмане становятся вероотступниками, которых необходимо казнить. Ибадиты – последователи ʻАбдаллаха б. Ибада (вторая половина VII в.), наиболее «умеренная» из четырех основных хариджитских общин. Их вероубеждения близки к суннитским.

[7]аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (21–110 / 642–728) – один из самых известных таби‘инов, богослов, знаток хадисов, аскет; к нему восходят силсилы множества суфийских орденов.

[8] Абу Джаʻфар ʻАбдаллах аль-Мансур (правил 136–158 / 754–775) – второй халиф из династии аббасидов, основатель Багдада.

[9] (1) аль-Мансур в своей элегии говорит:

لو ان هذا الدهر ابقى صالحا

ابقى لنا عمرو ابا عثمان

что означает: «Если бы этот мир не убивал, а оставлял в живых и в здравии праведных людей, то, конечно, оставил бы нам Абу ‘Усмана ‘Амра». Вафиййат аль-а‘йан. Т. 1. С. 382.

[10]Имеется ввиду следующий хадис: «Разделились иудеи на семьдесят одно или семьдесят два течения, и христиане [разделились] таким же образом, а моя община разделится на семьдесят три течения». («Джами‘ ат-Тирмизи», № 2640.) В другом ривайате: «…иудеи разделились на семьдесят две группы, и моя община разделится на семьдесят три группы, все они в огне, кроме одной группы», [люди] сказали: «Какая она, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Та, которая на том, на чем [нахожусь] я и мои сподвижники». («Джами‘ ат-Тирмизи», № 2641.)

[11] Под термином Асхаб аш-шариʻа подразумевают пророка Мухаммада.

[12] Хабар вахид – хадис, переданный малым количеством путей и не достигающий степени мутаватир.

[13] Коран, 57:21.

Из книги Ризаетдина Фахретдина "Аль-Маарри". Уфа 1908 год.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий