Ризаетдин Фахретдин о загадочном Махди

Хотя Ибн Араби в «аль-Футухат» упоминает Махди бессчетное количество раз, в пассаже, где он повествует о своем вероубеждении, нет и намека на него. Очевидно, что воззрения Ибн Араби на Махди покоятся не на законном доказательстве, а на его мистической интуиции (заук). Данную проблему следует толковать именно таким образом, поскольку вероубеждение требует безусловных доказательств (катʻи). Ибо о появлении Махди неизвестно ни одного аята, иначе таковой стал бы неопровержимым доводом.

Даже в том случае, если содержащиеся в хадисах доказательства [в пользу появления Махди] окажутся катʻи (хотя и не переданными путем таватур[1]), то убеждение в этом все равно не станет безусловным (сабит) (1)[2].[3] Исследователи истории ислама пишут: «Сообщения о пришествии Махди получили распространение из-за стремления организовать группу, противостоящую Омейядам[4], – мусульмане, испытывающие отвращение к насилию и несправедливостям, чинимым ими, надеялись на пришествие Махди, утешали себя этим и создавали тайные сообщества. Именно поэтому хадисы о Махди восходят к шиитам. Приход праведного имама ожидался во втором и третьем веках, однако этого не произошло. Вера в появление человека, известного как Махди, не является обязательной[5], его появление продолжает быть вероятностью [, ибо не основано на безусловном доводе], посему неуместно порицать людей, отрицающих это. Нет конца и края несчастьям, постигшим мусульман из-за веры в Махди, их кровью, пролитой на этом пути, можно было бы заполнить реки».

Вместо того чтобы, критикуя подобного рода сообщения и хадисы, заняться очищением сферы убеждений и деяний, ревизией исторических сведений и преданий, взяться за выявление привнесенных в ислам измышлений и предрассудков, такие прославленные мужи ислама, как Ибн Араби, наоборот, защищают подобного рода вещи. А это является важной причиной невзгод, постигающих ислам всегда и везде. Как бы ни покушались на ислам глупцы, безвестные и недостойные уважения люди, вред, наносимый ими, минимален. А самая ничтожная небрежность, исходящая от великих ученых, может повлечь за собой наибольший урон (1)[6].

Появления одного человека по имени Махди недостаточно для того, чтобы исчезли различные мазхабы и в мире воцарился настоящий шариат. Для достижения этого требуются распространение истинного знания среди народа, очищение шариата и ислама от всяческих нововведений, расширение кругозора и мышления. Если пожелает Аллах, то исламский мир будет возвышен всем этим в предстоящие столетия: в религиозной и нравственной сферах воцарится эпоха салафов, и среди мусульман установятся братские взаимоотношения, исчезнут взаимные разногласия в убеждениях и мазхабах. Так будет возрожден путь [Пророка – ] Гордости Вселенной, ничто не станут называть мазхабом, помимо Корана и Сунны. И тогда, в соответствии с аятом Корана «…для того, чтобы превознести его [, ислам,] над всеми остальными религиями»[7], если пожелает Аллах, станет очевидно превосходство ислама в общественной, нравственной, культурной, идейной и практической сферах. Проблему Махди также затрагивает и Ибн Халдун в своей «Истории», обращайтесь к ней (1)[8].

Насколько бы странной не казалась мысль о том, что человек, родившийся много столетий и веков назад, может [и поныне] бродить живым по миру (при отсутствии на это шариатского или рационального доказательства), некоторые мусульманские ученые разделяют ее и соглашаются с ней.

------------------------------------------------

[1] Таватур (букв. «следование одного за другим»). Хадисы, переданные путем таватура – это хадисы мутаватир, т.е. сообщения, которые на протяжении всей цепочки преемства передавались таким количеством передатчиков, что невозможно представить себе их сговор с целью их фальсификации. Хадисы, переданные путем таватур, всеми единогласно классифицируются как категоричный (или безусловный) довод. – Прим. ред.

[2] (1) Есть те, кто утверждает, что вера в Махди была привнесена в мусульманскую среду персами во втором веке хиджры. Якобы Заратустра, основатель древнего иранского учения, сообщил, что из его рода выйдет человек, который положит начало вечному царству, а так как Хусайн [второй сын Али и внук Пророка – мир ему] взял в жены Шахр Бану, дочь последнего правителя из [династии] Сасанидов, персы начали относить предание Заратустры на его счет.

[3] Из этого не следует понимать, что Р. Фахретдин отрицает концепцию Махди. Важно отметить, что он бережно относился как к аятам Корана, так и к хадисам Пророка (мир ему), поэтому он не отрицает концепцию Махди. В одном из номеров «Шура», отвечая на вопросы читателей, он пишет о признаках Судного дня (в частности и о Махди) следующее: «Мы с достаточным основанием (занн галиб) предполагаем, что они однажды свершатся, и не считаем их противоречащими могуществу Аллаха Всевышнего…». Шура. – 1915. – № 24. – С. 758. – Прим. ред.

[4] Бану Умайа или Омейяды – первая династия халифов, основанная Муавийей бин Аби Суфйаном в 661 г.

[5] Автор склоняется к тому, что хадисы Махди не доходят до степени «достоверных», или он рассматривает их как категоричное (или безусловное) доказательство (далиль кат‘и), а иначе нельзя было бы сказать, что вера в Махди необязательна. Ведь то, что достоверно доходит до верующего, он должен принимать в обязательном порядке, в соответствии с аятом «И то, что довел до вас Посланник, берите это…» Коран, 59:7. – Прим. ред.

[6] (1) Последним из всех появившихся до сегодняшнего дня Махди, по всей видимости, является Мирза Гулам Ахмад Кадияни. В одном воззвании величиной с газету «Вакыт», напечатанном литографической печатью на обеих сторонах листа, после басмалы, восхвалений, салаватов и заглавия «Имам Махди» написано следующее: «Я написал это чернилами из слез, и выжег пламенем сердец, и проводил его со слезами на глазах от великой печали. О ученые ислама и факыхи уммы лучшего из людей, воистину, на свет явился имам Последних дней, как одинокий боец на защите ислама, в то время когда ученые этого времени не могут подняться на ноги». (Мирза Гулам Ахмад Кадияни (1835–1908) – основатель известного Ахмадийского движения в Индии, объявил себя Махди и Мессией. – Прим. перев.)

[7] Коран 9:33.

[8] (1) «Все хадисы относительно Махди являются недостоверными (да‘иф), нет из них ничего, на что можно было бы полагаться. И не надо обманываться теми, кто собрал их в сборники». Асна аль-маталиб. С. 272. (Автор данных слов и данной книги «Асна аль-маталиб» Мухаммад ибн Дервиш аль-Хут (1203–1276/ 1789–1859) Слова же уважаемого Алуси «Отрицание прихода Махди сродни отрицанию преданий-мутаватир» (Гараиб аль-игтираб. С. 113), вероятно, являются преувеличением и чрезмерностью, или же из ряда ошибок прославленных мужей. (Махмуд Шихаб ад-Дин аль-Алуси (1217–70/1803–1854) – богослов из Ирака, муфтий Багдада. – Прим. перев.)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Мусулманин 11 Ноября 2019г.
Ответить

МашаАллах.

сай 26 Октября 2019г.
Ответить

одного Махди недостаточно, но не забывайте, что его будет благословлять Иса. А это уже двое!

Яндекс.Метрика