Ризаетдин Фахретдин о расколе мусульман

Риза Фахретдин

Мазхаб – дело совести каждого человека. Ни один из стыдящихся Аллаха Всевышнего не посмеет сказать, что он предписан шариатом. Люди, при необходимости, вольны как вступить в тот мазхаб, который считают верным, так и довольствоваться следованием за его превосходительством Защитником Пророчества (т. е. пророком Мухаммадом) и не примыкать ни к одной из правовых школ.

Вражда и порицание одного человека другим по поводу мазхаба является несправедливостью и преступлением, которое появилось вслед за исчезновением праведных предшественников (салаф ас-салих)[1]. Наставник и шейх хадисоведов Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари[2] читал благородные хадисы преклонив колени перед Абу ‘Усманом ‘Амром бин ‘Убайдом[3] и ‘Имраном бин Хиттаном[4]. Однако, дело в том, что первый из них был шейхом му‘тазилитов[5], а последний – муджтахидом хариджитов[6].

Однажды, когда речь зашла об ‘Амре бин ‘Убайде, то Хасан аль-Басри[7] сказал: «Словно ангелы учили его хорошим манерам и словно пророки давали ему воспитание: я ни разу в жизни не видел человека, у которого бы внешнее в той же степени соответствовало внутреннему, так же как у него!». Сообщается, что после его смерти аббасидский халиф аль-Мансур[8] прочитал посвященную ему элегию. (1)[9]

Невозможно понять, какие доказательства лежат в основе свидетельств о благости одних мусульманских течений и скверности других, а также осуждения их на [попадание] в Рай или Ад. На самом деле все это неразрешимая загадка. В хадисе о расколе (хадис аль-ифтирак)[10] дается описание лишь одной группы, да и то крайне общее и объемлющее множество течений, при том, что остальные ни как не определены. Кому и кем дано право относить группу мусульман к числу «потерпевших убыток» (хасарин), в то время как обладатель шариата[11] не сделал этого?

На деле, о достоверности основы данного хадиса ведутся споры, но даже в случае его подлинности он представляет собой всего лишь хабар вахид[12]. А раз так, то как может быть надежным опирающееся на него установление в области убеждений?

Благородный Коран облагодетельствовал мусульман, примирив их сердца. Также он поведал о наличии между ними духовного братства и предписал соблюдать все сопутствующие ему обязательства. Его превосходительство Защитник Пророчества, стремясь полностью укоренить принципы любви и взаимоуважения, прекращает классовые разногласия (сыйныфи ифтирак) среди мусульман и провозглашает свободу и равенство. Ради этой цели он дает безграничное и бесчисленное множество наставлений. Тем не менее, как это ни удивительно, спустя некоторое время после этого, мусульмане принялись совершать нападки на [чужие] сердца и под всевозможными предлогами обвинять друг друга в заблуждениях.

Боже мой! Неужто Рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли»[13], как описывает его Благородный Коран, оказался бы для них тесен? Или же им было велено снабжать людьми Ад?

-----------------------------------------------------------

[1] Аслаф (ед. ч. салаф) – те, кто был раньше, оказался в каком-либо месте раньше остальных. Термин салаф в исламской науке чаще всего используется при упоминании трех первых исламских поколений: сахабов, таби‘инов и таби ат-таби‘инов.

[2] Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари (194-256/810-870) – один из самых известных хадисоведов, составитель «Сахиха».

[3] Абу ‘Усман ‘Амр бин ‘Убайд (ум. 143/761) – богослов персидкого происхождения, один из основоположников му‘тазилизма, некоторое время учился у Хасана аль-Басри.

[4] ‘Имран бин Хиттан (ум. 84/703) – поэт, правовед.

[5] Му‘тазилиты (аль-му‘тазила – «отделившиеся», «обособившиеся») – представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), возникшей в VIII в. Получили свое название в связи с «обособлением» Васила Ибн ‘Атаʼ и ‘Амра бин ‘Убайда от кружка Хасана аль-Басри. Му‘тазилиты считали необходимым обосновать мусульманское вероучение логико философскими доводами, практически давая разуму приоритет над религиозными источниками. Были вдохновителями репрессий, получивших название «михна», против несогласных с их взглядами богословов.

[6] Хариджиты (хаваридж; «выступающие», «мятежники») – последователи самой ранней в истории ислама секты, образовавшейся во время борьбы за власть между ‘Али бин Абу Талибом и Муави‘и. Первоначально выступали на стороне ‘Али, однако после того, как он согласился на третейский суд, покинули его лагерь. Отличались строгим исполнением религиозных предписаний, считали, что совершившие «тяжкие грехи» мусульмане становятся вероотступниками, которых необходимо казнить.

[7] аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (21-110/642-728) – один из самых известных таби‘инов, богослов, знаток хадисов, аскет; к нему восходят силсилы множества суфийских орденов.

[8] Абу Джаʻфар ʻАбдаллах аль-Мансур (правил 136-158/754-775) – второй халиф из династии аббасидов, основатель Багдада.

[9] (1) аль-Мансур в своей элегии

لو ان هذا الدهر ابقى صالحا

ابقى لنا عمرو ابا عثمان

говорит: «Если бы этот мир не убивал, а оставлял в живых и в здравии праведных людей, то конечно оставил бы нам Абу ‘Усмана ‘Амра». Вафиййат аль-а‘йан. Т. 1. С. 382.

[10] Имеется ввиду следующий хадис: «Разделились иудеи на семьдесят одно или семьдесят два течения, и христиане [разделились] таким же образом, а моя община разделится на семьдесят три течения». («Джами‘ ат-Тирмизи», №2640). В другом придании: «…иудеи разделились на семьдесят две группы, и моя община разделится на семьдесят три группы, все они в огне, кроме одной группы», [люди] сказали: «Какая она, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Та, которая на том, на чем [нахожусь] я и мои сподвижники». («Джами‘ ат-Тирмизи», №2641).

[11] Под термином Асхаб аш-шариʻа подразумевают пророка Мухаммада.

[12] Хабар вахид – хадис переданный малым количеством путей и не достигающий степени мутаватир.

[13] Коран, 57:21.


Ризаетдин Фахретдин

Из книги "Абу Ала аль-Маарри" 1908 год

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

kamilkkkk 16 Января 2020г.
Ответить

Да наградит Всевышний Аллах Ризаетдина Фахретдина Раем !!!

Хасан 16 Января 2020г.
Ответить

Есть СЛОВО БОГА - КОРАН, его и держитесь! Все остальное -человеческое, людское.

Насруди 08 Декабря 2019г.
Ответить

Есть такой хадис который гласит что действия судят по мотивам. И исходя из этого Ризаетдин Фахретдин , судя по содержанию написанного им и заголовку статьи, имеет мотивацию объединения мусульман последовавших по путям четырёх Исламских Имамов т.е. мазхабов. Но альтернатива выбора варианта, наиболее приемлемого и соответствующего сложившимся ситуациям в данный текущий момент , это ведь лучше и разумнее того чтобы отказаться от считающегося большинством необходимым,действия.И более того эти течения не враждуют между собой и в подобном объединении не нуждаются. А Фахретдину хвала и честь ...
Читать дальше

Сибиряк 07 Декабря 2019г.
Ответить

Умные строки, ма ша Аллах!

kamilkkkk 16 Января 2020г.
Ответить

Да наградит Всевышний Аллах Ризаетдина Фахретдина Раем !!!

Сибиряк 07 Декабря 2019г.
Ответить

Умные строки, ма ша Аллах!

Яндекс.Метрика