Достаточно широко известно о том, какое участие принимал СССР в создании и становлении Саудовской Аравии и той роли, которую в этом сыграл «красный паша», герой Гражданской войны Карим Хакимов.
Однако, одновременно здесь же происходили события, ставшие отголосками того противостояния, которое несколькими годами ранее случилось в России.
Речь здесь пойдет о русских белоэмигрантах, которые были наняты английским агентом Лоуренсом, по прозвищу Аравийский для службы летчиками в армии короля Хиджаза Хуссейна.
Все началось в 1921 году, когда Хуссейн, который ранее, при поддержке англичан провозгласил себя «королем арабской нации» в Джидде встретился с Лоуренсом и капитаном английских ВВС Бруком.
Хуссейн тогда воевал с эмиром Неджда Абдул-Азизом Аль-Саудом и в этой войне ему нужно было «чудо-оружие», позволившее бы одержать победу.
После встречи в Джидде правительство Хуссейна закупило в Англии 4 самолета и ещё шесть в Италии. В августе 1921 года они были доставлены в Хиджаз. Для них недалеко от Мекки и Таифа были оборудованы несколько посадочных площадок. Вместе с Бруком туда прибыл русский авиамеханик Максимов из белоэмигрантов, который до этого работал таксистом в Каире, куда занесла его судьба после эвакуации белогвардейцев из Крыма.
Вскоре прибыл и пилот из белоэмигрантов – Николай Найденов.
Таким образом, англичане, знавшие по опыту колониальных войн, какой эффект может дать даже лишь появление самолета над кавалерией кочевников хотели использовать русских, сами не влезая в такое рискованное дело как полеты над пустыней.
Стоит отметить, что русские пилоты выступали в данном случае как классические наемники. Англичане предлагали им, перебивавшимся на чужбине случайными заработками, огромные деньги, но использовали, что называется «в темную», не рассказывая в деталях о том, какую работу им предстоит выполнять.
Найденов несколько раз вылетал на бомбежку города Тураба, находившегося под контролем сил, верных эмиру Неджда Аль-Сауду, но поняв всю бесперспективность и опасность этого дела, вскоре вернулся в Египет. Однако в феврале 1922 года в Аравию прибыла целая группа российских белоэмигрантов: пилоты Минченок, Юнгмейстер, Кузнецов и авиамеханик Агнаев. Но дело у них явно не заладилось: Минченок и Юнгмейстер разбили свои самолеты во время демонстрационных полетов, а Кузнецов и вовсе отказался работать на подобной «рухляди». Через пару месяцев вся четверка отбыла обратно в Каир.
Максимов также продержался в «военно-воздушных силах» короля Хиджаза несколько месяцев. После того как его попытались привлечь к бомбардировкам все того же Таифа он предпочел вернуться к своим нищенским заработкам в Каир.
В августе 1922 года «на помощь» королю Хуссейну вновь прибыл русский пилот-белоэмигрант Н. Найденов. Видимо, не найдя себе подходящих занятий в столице Египта он решил взяться за старое. Он, еще один летчик, бывший полковник белой армии Николай Широков и механик Клибенский подготовили самолеты и в марте 1924 года стали совершать регулярные налеты на войска активизировавшегося к этому времени эмира Аль- Сауда.
В октябре этого же года войска эмира Аль- Сауда заняли Мекку, король Хиджаза терял контроль за своей территорией и в итоге отрекся от престола в пользу своего сына Али, который, опираясь на англичан решил более интенсивно использовать имевшиеся в его распоряжении самолеты.
По приказу командующего армией Али Тахин-паши Широков должен был заниматься бомбежками сил Аль-Сауда. Так как настоящих авиабомб в его распоряжении не было, то предполагалось для этой цели использовать переделанные артиллерийские снаряды, что превращало бомбардировки в довольно рискованный «аттракцион».
За риск Широкову предложили плату в 60 английских фунтов золотом в месяц и бутылку виски каждый день.
В число целей для бомбардировки попал и священный для мусульман город Мекка.
Согласно данным английских наблюдателей, находившихся в армии короля Хиджаза, первая такая бомбардировка состоялась 3 января 1925 года. Однако уже 18 января самолет, пилотируемый Широковым, в котором кроме него находились еще два араба, потерпел катастрофу в расположении войск Аль- Сауда. Предположительно сдетонировали снаряды, используемые в качестве бомб. Все трое погибли.
В связи с тем, что войска короля Али терпели поражение за поражением, оставшиеся русские летчики покинули территорию Аравии.
Однако этим участие русских летчиков-эмигрантов в аравийских воздушных авантюрах не закончилось.
В 1934 году в Хиджаз, опять по приглашению английских официальных представителей, наладивших отношения с Аль-Саудом прибыли старые «знакомые» – Найденов и механик Максимов, к которым позже присоединились еще два пилота Леонид Кушлавский и Виктор Маковецкий.
Русские техники какое-то время занимались подготовкой самолетов, а пилоты совершали испытательные полеты после ремонтов. Они также подготовили несколько летчиков из местных арабов. Таким образом русские парадоксальным образом внесли свой вклад в создание саудовских военно-воздушных сил.
Начиная с середины 30-х годов, саудовцы в деле создания своих ВВС начали тесно сотрудничать с итальянцами и следы русских пилотов теряются.
Есть сведения, что Николай Найденов умер в Каире в 1947 году. О судьбе других русских пилотов кроме погибшего Широкова ничего не известно, но в любом случае любопытные метаморфозы истории, забросившие русских белоэмигрантов в бескрайние просторы Аравии, и своеобразное продолжение там борьбы красных и белых доказывает, что для большой геополитической игры не существует границ, национальностей и вероисповеданий. Точнее, все это используется для достижения сугубо прагматических целей, которые маскируются фразами о борьбе за все хорошее против всего плохого.
При написании статьи использованы материалы: Wings Over the Desert. Aviation on the Arabian Peninsula © Lennart Andersson
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: