Рустам Батров - о религиозных войнах, Ибн Таймийи и муфтияте Татарстана

Рустам Батров

Бывший зампред ДУМ РТ попытался докопаться до правды и не поддаваться на ложные стереотипы, которые активно тиражируются СМИ

На сегодняшний день очень часто те, кто исповедует одну из мировых религий – ислам, выглядят в глазах современного человечества чуть ли не главными террористами. Представители других религий или люди неверующие возлагают на мусульман ответственность за якобы самое кровожадное цивилизационное мировоззрение из ныне существующих. Где правда, а где навязанные стереотипы? В этом вопросе разбирался бывший первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустам Батров.

Прежде всего, считает автор, нужно пояснить, что милитантизм – черта общественного движения, которая проявляется в нацеленности на экстремистские методы политической борьбы. Глобальные медиа немало сделали для того, чтобы мусульмане выглядели чуть ли не главными виновниками совершаемых по всему миру террористических атак. Под грузом общественного мнения часто доходит до того, что мусульмане уже начинают стесняться, что они мусульмане.

Так сложилось, что ваххабиты считаются главными радикалами в исламского мира, а их отцом-вдохновителем называют богослова XIII века Ибн-Таймию (Ибн Таймийа). Но в чем суть его учения, какие основные положения?

Свой взгляд на вопрос войны в исламе Ибн-Таймия изложил в трактате «О мотиве сражения с неверными». Автор указывает, что в исламе мотив сражения с неверными обосновывается двумя разными способами. Первый поддерживает подавляющее большинство мусульманских мыслителей. Он состоит в полном запрете ислама на ведение религиозных войн. Второе мнение признает то, что основанием для войны с неверными могут быть религиозные мотивы для джихада.

Однако богослов четко указывает на то, что «Коран, Сунна и разум свидетельствуют в пользу первого мнения». Для аргументации утверждения Ибн-Таймия приводит много цитат. Например, он указывает на аят 2:190, который часто приводят для оправдания ведения религиозных войн. В нем есть такие слова: «Сражайтесь за дело Божье с теми, кто воюет против вас…». Богослов подчеркивает, что эти слова ясно объясняют, что сражаться нужно с теми, кто сражаются против нас, а не с их неверием. При этом богослов подчеркивает, что в том же аяте говорится: «Но не чините агрессии». Из этого следует четкий и однозначный вывод – не иноверие, не религиозные мотивы являются основанием для джихада, а исключительно самооборона.

Также Ибн-Таймия для дальнейшей аргументации приводит аят 2:256, в котором написано, что «нет принуждения в религии». Кроме этого богослов рассказывает о жизни самого Пророка, который никогда и ни на кого в течение всей своей жизни не оказывал религиозного давления. Яркий пример – взятие Мекки. Когда в город вошли мусульмане, никого из живших в нем язычников, не принуждали принимать ислам. Пророк простил всех врагов, не принуждая их принять новую веру. Этот факт никто не может оспорить.

По мнению российского исламского деятеля в Средние века Коран начали интерпретировать так, что во многих случаях привело к его неправильному пониманию мусульманами и неверному восприятию ислама людьми, которые исповедуют другие религии. Откуда и появилось понятие религиозных войн у мусульман, которое не разделял шейх Ибн Таймия.

Рустам Батров с сожалением отмечает, что в руководстве ДУМ РТ пока этого не понимают. Студентов исламских вузов учат ориентироваться на средневековые тафсиры Корана, спекулируя на концепции отмены аятов. Нужно прекратить эту практику, иначе демон средневековья может быть выпущен, как это случилось в Сирии и происходит в других исламских странах.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика