Символизирует ли фонтан победу над "татарским игом"

Фонтан

На опубликованную ранее статью о предании забвению исторического памятника в Новосибирске – городище Цаттыр (Чёртова Городище) поступил комментарий из Татарского культурного центра (ТКЦ) Новосибирска, где опровергалась представленная ученым Равилем Бадритдиновым информация. Ниже ученый дает разъяснение на заявление ТКЦ.

Проект по Чёртову Городищу ведется нами от имени организации Централизованное духовное управление мусульман Новосибирской области. Мы выполняем эту работу в связи с тем, что духовное управление занимается не только распространением знаний по истории ислама и религии в целом, но и способствует изучению историко-культурного наследия мусульман. В данном случае – наследия татар-мусульман Новосибирской области. В Татарский культурный центр (ТКЦ) мы обращались неоднократно, но не увидели конструктивного отношения со стороны его руководителя.

Данный проект стартовал еще в 1993 году. Именно с этого времени мы начали собирать исходный материал, изучать архивы и другие исторические сведения. В 1996-м сотрудником Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Сергеем Колонцовым на конференции «Татары вчера, сегодня, завтра» был представлен первый, достаточно большой, вариант проекта.

В 1999 году Татарский Общественный Центр Новосибирской области инициировал совместно с Новосибирским комитетом по охране историко-культурного наследия закладку камня для того, чтобы обозначить территорию Чёртова Городища как памятное место. И это было сделано. Но буквально на днях мы узнали, что ТКЦ получил грант от Министерства культуры Татарстана для того, чтобы вновь обозначить вышеуказанную как памятное место, что представляется весьма удивительным.

Но особенно нас удивило, что никакой информации от культурного центра мы не получали. И вообще татарская общественность даже не в курсе того, что Министерство культуры Татарстана поддерживает такие инициативы. Если бы мы об этом знали, то, конечно, тоже обратились бы за поддержкой. Но важно еще и то, что Министерство культуры Татарстана не поинтересовалось, какие здесь уже существуют варианты проектов и, главное, прошли ли они общественное обсуждение.

К примеру, общественное обсуждение успешно прошел наш проект 1996 года. А то, что предлагает Татарский культурный центр, никому не известно, и обсуждения никакого не было. К сожалению!

Существенно и то, что Чёртово Городище уже с 1993 года является одним из объектов для экскурсий, которые в исторической части города проводятся регулярно сотрудниками музея города Новосибирска и областного краеведческого музея. В конечной точке такой экскурсии, Чёртовом Городище (я был на одной из них), экскурсовод обычно говорит, что «вот это место, оно символично, здесь установлен фонтан, который символизирует победу над татарами, над татарским игом, и вот избавление от этого ига».

И когда у него спрашивают: «откуда, почему у вас эти сведения? почему вы искажаете историю татар?», нам отвечают: «Ну, эти представления бытуют еще со времен Советского Союза. А новой литературы в библиотеках Новосибирска нет».

И Татарский культурный центр не предпринимает никаких усилий для того, чтобы новая литература, вышедшая в постсоветский период, появилась в библиотеках и стала доступна для историков, краеведов, учащихся и всех интересующихся этой темой.

Оказывается, есть фото макета памятника. Он находится в Татарском культурном центре, но получить его можно только по запросу – непонято, почему макет скрывают? Любой проект, и тем более макет, должен пройти общественное обсуждение. Потому что не исключено, что возможны другие варианты, будут замечания, пожелания к тому, как его сделать более интересным. Кроме того, чтобы можно было ознакомиться не только с информацией о памятном месте, но и узнать об археологических, исторических материалах по этому объекту.

Автор: Равиль Бадритдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ниль 20 Марта 2020г.
Ответить

Такая же ерунда в Болгарах. Есть экскурсовод женщина которая в развале Волжской Болгарии винит русских и не вспоминает о том, как орда разрушила этот город, а Пётр 1 постановил изучать древности этого государства.

Яндекс.Метрика