Славяне под знаменем ислама

Славяне появились на Ближнем Востоке в VII веке нашей эры. Предположительно это были представители тех славянских племен, которые проживали на территориях Византии. Искушенные в управлении византийцы в лучших имперских традициях переселяли их туда, где шли ожесточенные войны, с целью заселить территории и пополнить ряды сражающихся там армий.

У средневекового арабского автора аль-Масуди есть сведения о сподвижнике пророка Абу Зарре, которого при переезде из Сирии в Медину сопровождали пятеро славян (сакалиба), которые по всей видимости были рабами из числа военнопленных византийских солдат. Но, как отмечают те же средневековые авторы таких было сравнительно немного.

Кроме этого зафиксированы факты добровольного переселения славян на территорию Халифата.
Так, по сообщению византийского хрониста Феофана Исповедника, в во время одного из походов арабского полководца Абд Ар-Рахмана на Византию в 664-665 году на его сторону перешли пять тысяч славян, которые затем остались в Сирии, находившейся под властью мусульман.

Еще один переход на сторону арабов многочисленного контингента славян зафиксирован в 692-693 году во время боевых действий императора Юстиниана против халифа Абд Аль-Малика. Тогда целое войско, сформированное из славян, насильно переселенных с Балкан в Малую Азию и насчитывавшее 20 тысяч человек, под предводительством Небула встали под знамена ислама.

Еще семь тысяч славян перешли на сторону мусульман в ходе этой же войны в Каппадокии. Они также поселились в плодородной Сирии. Мусульмане выделили им денежные средства и женщин для создания семей. Согласно арабским источникам, перешедшие на сторону мусульман славяне приняли ислам и стали служить в мусульманском войске.

Славяне также участвовали в гражданскхи войнах в Халифате на разных сторонах. Так, в войске халифа Марвана II выступившего против войска Сулеймана ибн Хишама, поддерживавшего низложенного халифа Ибрагима, был славянский отряд численностью в 3-4 тысячи человек. В армии халифа Аль-Мансура также было много славян.

Славяне принимали участие в арабо-хазарских войнах. Например, весть о поражении армии халифатского полководца Джарраха в битве при Ардебиле, где он сам погиб, привез халифу Хишаму командир одного из славянских отрядов, участвовавших в походе.

Кроме этого славяне попадали в халифат в качестве рабов. Работорговля в средние века не была чем-то предосудительным и феодалы, часто захватывая пленных во время междоусобных войн и покорения новых территорий на востоке Европы, продавали их при посредничестве купцов-рахдонитов через Средиземноморье на Ближний Восток.

Активными работорговцами были и сами славяне, которые также захватывали пленных из враждебных племен и затем продавали их на невольничьих рынках в Волжской Болгарии и Хазарии.
Есть исторические сведения, что знаменитый русский князь Святослав промышлял работорговлей. Известно, что короли франков Каролинги покровительствовали работорговле и защищали работорговцев. Активно занимались работорговлей и кочевые тюрки: печенеги, торки, половцы.

Судьба рабов-славян далеко не всегда была печальной: их особенно ценили при дворах ближневосточных эмиров и султанов и они попадали в качестве прислуги в их дворцы. Там смышленые и проворные слуги могли сделать головокружительную карьеру. В мусульманской Испании будучи придворными рабами они принимали активное участие в борьбе за власть между соперничающими династиями. Славяне возглавляли армии и военные флотилии в государстве египетских Фатимидов, славянки пополняли гаремы халифов и отряды дворцовой гвардии – гулямов.

Ибн Фадлан в своем повествовании о путешествии в земли волжских болгар отмечает, что туда его сопровождал Барис ас-Сакалаби, то есть придворный-славянин, возможно местный уроженец. Придворные рабы часто выступил в роли переводчиков и секретарей своих господ.

Из истории известны любопытные примеры. Например, аглабидский правитель Ибрахим II разговаривал со своим слугой Благом на славянском языке, а фатимидский халиф аль-Муиз интересовался славянским языком для того, чтобы понимать о чем говорят его слуги.

Здесь следует уточнить, что, по предположению современных исследователей (например Д.Е. Мишина), славяне из разных регионов использовали в общении между собой на чужбине общепонятные слова. Учитывая, что древнеславняские наречия имели между собой намного больше общего, чем современные славянские языки, можно предполагать, что между собой они общались достаточно свободно.

Мусульманские авторы также сообщают, что славяне стремились искать соплеменников даже на далекой чужбине и поддерживать отношения с ними. В ряде случаев они отмечают, что невольники-славяне образовывали целые поселения и держались вместе, стараясь сохранить свои языки и культуру.

Таким образом можно смело сделать вывод, что славяне внесли весомый вклад в развитие исламской государственности и цивилизации уже на заре эпохи ислама.

Их статус и роль в других исламских государственных образованиях – Османской империи и более поздних – уже в современную эпоху (например, Босния) – тема для отдельной статьи.

Автор: Хасан Насредтинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ризван 12 Августа
Ответить

Фалистина, палистина,- древняя земля славян (земля-тина, салафы - славяне), так и переводится с арабского. Также салафы на арабском означает предки, предшественники, т.е. для арабов славяне и предки синонимы. Русских арабы называли братьями-иванами(ихваны), отсюда русское имя Иван. Ближний Восток - эта вторая родина славян.