Служба татар в Посольском приказе Московского государства

В начале 17 века с наступлением так называемого Смутного времени российское государство оказалось под реальной угрозой распада. С Запада оно подверглось польско-литовской агрессии, а поддерживаемые этими странами самозванцы захватили российский престол.

В связи с этим для России одним из критически важных вопросов было обеспечение нейтралитета, а при более удачном стечении обстоятельств, и поддержки со стороны своих соседей. На южном направлении дипломатические сношения с соседями – Османской империй, Крымским и Ногайским ханствами осуществляли московские служилые татары – служащие Посольского приказа. Им удалось привлечь на сторону России крымского хана и часть ногайских князей, которые прислали свои воинские контингенты для вооруженной борьбы против самозванца Лжедмитрия II.

Татары сыграли ключевую роль в налаживании дипломатических связей с государствами Средней Азии и урегулировании многих спорных вопросов с Персией. Они возникли в ходе продвижения Российского государства на Кавказ, где грузинские цари просили оказать им помощь в защите своей государственности.

За годы Смуты в различные страны Востока было отправлено более 100 дипломатических миссий, а в страны Запада – 61. Это свидетельствует о том, что в Российском государстве связи с мусульманскими странами считались приоритетными. Тем более, что за все время противостояния польской агрессии они не проявляли враждебности к России, в чем, без всякого сомнения, есть большая заслуга служилых татар из Посольского приказа.

Кроме этого в ведении Посольского приказа были дела татарских мурз и царевичей-уроженцев других государств, поступивших на службу московскому царю. Всего в приказе насчитывалось около 40 служилых татар, главной задачей которых было сопровождение дипломатических миссий в мусульманские государства. За свою службу они получали от казны денежное жалование и земельные угодья «для корма». Кроме этого они исполняли и функции гонцов, доставляя дипломатическую почту, а также разведывательные функции, собирая интересующую их руководителей информацию и добывая разные документы.

Им также поручали самостоятельные дипломатические миссии. Так, например, в 1614–1615 годах служилый татарин Девлеткильдей Девлекозин осуществил поездку ко двору хивинского хана, которому не только передал царскую грамоту, но и выступил с речью от имени Московского царя – «речь от государя говорил по государеву наказу».

Зачастую посольские миссии были связаны с риском для здоровья и жизни и служилые татары гибли при их исполнении. Так татарин Милюта Нагаев погиб во время мисси в Персию. Ижболда Ердиков был убит запорожцами во время доставки в Новгород грамоты царским послам, которые вели переговоры со шведами.

Во время выполнения своих миссий татары вели себе героически. Подтверждение тому – строки из сообщений российских дипломатов. Так, глава российской миссии, направленной в 1618 году в Крым посольства, Степан Хрущов, которого в городе Елец атаковали запорожские казаки, воевавшие на стороне поляков, свидетельствовал: «А служивого татарина Богдана Исенчурина видел ранена, гоняет за черкашенином с пищалью». Исенчурин тогда в числе прочих попал в плен, а другой служилый татарин, Айдар Ганюков, погиб. Осенью Исенчурин бежал из плена и добрался до Москвы. В дальнейшем продолжил службу в Посольском приказе.

Еще один служилый татарин, Теребердей Терегулов, служил в Посольском приказе более 25 лет. Он неоднократно бывал с миссиями в Крыму, где и умер во время сопровождения очередного посольства.

Таким образом деятельность служилых татар во многом заложила фундамент российской дипломатии на мусульманском Востоке. Их стараниями налаживались связи с исламскими государствами. И в наше время дипломаты-татары служат Российскому государству по линии Министерства иностранных дел.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика