Страны Центральной Азии и экономический кризис

Фото: Регнум

Центральная Азия наряду с другими странами вступает в период экономического кризиса, который, по мнению многочисленных аналитиков и экспертов, сильно изменит и политические расклады в Евразии. В связи с этим перед странами региона все острее встает сакраментальный вопрос: что делать?

Не секрет, что в прошлые годы главным ходовым «товаром», который они пытались выгоднее продать, было удачное географическое положение на перекрестке путей с Востока на Запад. Концепция «Один пояс – один путь» вписывала их в сферу интересов Китая, одновременно подогревая интерес к ним и со стороны Европы, и со стороны США. Для таких стран, как Казахстан и Узбекистан, после введения антироссийских санкций Запад стал главным источником иностранных инвестиций.

С другой стороны, экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев был инициатором создания Евразийского экономического союза, в рамках которого страны СНГ надеялись сохранить общий рынок, доставшийся в наследство от СССР. Тем не менее не все страны Содружества к нему присоединились. А тот же Казахстан после вхождения в союз стал жаловаться на то, что страны Центральной Азии с их гораздо меньшей по объемам экономикой не могут конкурировать с РФ, и по сути превратились в рынки сбыта российских товаров.

Визовые послабления в рамках ЕАЭС не так важны для Казахстана, как для Кыргызстана, чьи граждане уже давно и успешно закрепляются в России, и это, пожалуй, главный бонус для киргизской республики, с практически незаметной на фоне соседей экономикой. Для Таджикистана главным экономическим партнером давно и прочно стал Китай.

Неоднозначная ситуация складывается в Узбекистане. Ташкент продолжает присматриваться к ЕАЭС, но совсем туда не спешит, несмотря на огромное количество граждан страны, работающих в России, для которых присоединение к этой организации помогло бы укрепить их статус в нашей стране. Как считает директор узбекского Центра содействия экономического развития Юлий Юсупов, «ЕАЭС не является сообществом полноправных членов – там доминирует одна страна. И многие решения принимаются по желанию этой страны, исходя из политических соображений – в этом и заключается риск вступления в эту организацию. Так что сначала надо как можно скорее вступить в ВТО, а потом думать относительно ЕАЭС».

Поэтому не только в Узбекистане, но и в Казахстане немало экспертов высказывается за разновекторную внешнюю политику. На деле это означает попытки выстраивания двусторонних связей вне ЕАЭС. Тот же Казахстан всерьез рассматривает Европу, и в том числе Украину, как арену взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Однако ряд экспертов, например, независимый казахстанский политолог Султан Акимбеков (в прошлом, директор Института мировой экономики и политики при Фонде первого Президента республики Казахстан) считает, что в условиях мирового экономического кризиса глобальные международные рынки начнут рассыпаться и это приведет к формированию рынков региональных, хозяева которых будут вводить протекционистские меры, защищая отечественных производителей. Поэтому ЕАЭС имеет большие перспективы в части более глубокой интеграции. Правда, одновременно Акимбеков указывает, что в связи с падением цен на энергоносители влияние России будет сокращаться. И это касается всех стран, экономика которых базируется на продаже сырья.

«Та реальность, которая была еще пять-шесть лет назад – это совсем другие цены на нефть, это рост экономики, это глобализация, никакого экономического районирования, это другая роль США. Сегодня в течение ближайшего полугода все изменится» , – указал Акимбеков.

На самом деле не вполне ясно, как пойдет развитие кризиса. В Туркмении уже пересматривают государственный бюджет в сторону сокращения расходов и перекладывают их на регионы. С учётом того, что у стран Центральной Азии много общего в социальном устройстве, они, скорее всего, пойдут по этому пути, хотя, как говорится, возможны варианты. Кроме этого начался процесс пересмотра инвестиционных программ: эпидемия коронавируса внесла свои коррективы и потребовала дополнительных существенных вложений в медицину, а также в логистику и городскую инфраструктуру. Падение спроса на углеводороды также оказывает негативное влияние на экономику, но страны-экспортеры надеются на быстрое восстановление экономки Китая после эпидемии.

Прогнозы экономистов разнятся, но они сходятся в одном: мировая экономика уже не вернётся в докризисные времена, ее структура сильно изменится, а значит, придется искать новые стимуляторы ее роста.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика