Супердержавы наращивают активность в Центральной Азии

Интересные новости приходят из Центральной Азии. Сообщается, что администрация Байдена пытается наполнить новым содержанием так называемый формат С5+1 (США + 5 республик Центральной Азии). Это касается прежде всего экономического сотрудничества. США готовы инвестировать значительные средства в экономику стран ЦА и тем самым усилить свое влияние в регионе.

Основным оператором этих и других проектов выступает U.S. International Development Finance Corporation и ряд американских банков, которые наращивают масштабы инвестиций, например, в экономику Узбекистана.

Но не только это привлекает США в регион. Газета The New York Times сообщает, что Пентагон и союзники американцев по НАТО обсуждают вариант создания военных баз на территории стран ЦА после вывода своих войск из Афганистана. Покидая эту страну, которую им так и не удалось поставить под контроль, они хотят иметь возможность наносить в нужные моменты удары по боевикам и тем самым оказывать поддержку афганскому проамериканскому правительству.

22 апреля Государственный секретарь США Энтони Блинкен провел переговоры с министрами иностранных дел Узбекистана и Казахстана и подтвердил поддержку Америкой их «территориальной целостности и независимости».

Для размещения баз больше всего подходят Таджикистан и Узбекистан, которые непосредственно граничат с Афганистаном. Однако, в Таджикистане располагается российская 201-ая военная база, а в экономике сильны позиции Китая, которому эта страна задолжала по кредитам немалые суммы.

Казахстан со своей многовекторной политикой активно развивает сотрудничество с блоком НАТО, закупая западную военную технику и проводя совместные с ним учения. Очередные учения «Степной орел» с участием войск США, Великобритании и Канады должны пройти в Казахстане в июле. Целью учений является отработка взаимодействия войск НАТО и казахстанской армии и ее обучение по стандартам этого военного блока.

С другой стороны военное присутствие России в Казахстане также велико. Здесь располагаются элементы общей системы ПВО СНГ и космодром Байконур. Однако республика не имеет общей границы с Афганистаном. Кроме этого Казахстан, как и Таджикистан, состоит в ОДКБ, а членство в этой организации накладывает определенные обязательства по отношению к России.

Поэтому можно предположить, что для американцев самым удобным партнером в деле создания военных баз в ЦА является Узбекистан, который не входит в ОДКБ.
В 2001 – 2005 годах в Узбекистане уже размещалась военная база США, но после вооруженного мятежа в Андижане тогдашний президент Ислам Каримов обвинил американцев в попытке свержения его власти и потребовал вывести из страны их войска.

Подтверждением тому, что американцы хотят вернуться в Узбекистан, служит – недавний визит в Ташкент американской делегации во главе с заместителем начальника управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком.

Россия также старается нарастить влияние в странах ЦА, которую она рассматривает как сферу своих интересов. Недавний визит министра обороны РФ С. Шойгу в Таджикистан и Узбекистан и заключенные им соглашения о военном сотрудничестве показывают, что Москва желает укрепить свои позиции в регионе.

В российском оборонном ведомстве заявляют, что вывод американских войск из Афганистана может дестабилизировать обстановку в Центральной Азии, привести к росту экстремизма в странах региона. В связи с этим Москва также предлагает им военную помощь.

Стабильная Центральная Азия нужна Пекину для реализации стратегии «Один пояс – один путь».

Между США, Россией и Китаем обостряется борьба за влияние в странах ЦА, каждый из них готов поддерживать стабильность местных режимов, исходя из своих политических соображений. Сами же страны Центральной Азии с определенной долей опасения относятся к сложившейся ситуации. Они всячески поддерживают идею широкого сотрудничества с разными странами, но не хотели бы становиться «яблоком раздора», ибо соперничество больших держав на территории региона может привести к негативным последствиям, сравнимым с гипотетической угрозой экстремизма. В результате стремления усилить иностранное влияние может возникнуть конфликт, и ареной противостояния больших держав могут стать сами центральноазиатские страны.

В целом прогнозы о «мрачном будущим» Центральной Азии являются безосновательными. Крупные игроки наперебой добиваются взаимности местных политических режимов и готовы выступить гарантами их территориальной целостности и стабильности. В данной ситуации руководству стран ЦА необходима выверенная дипломатия и внешняя политика. Что в принципе сейчас и наблюдается в их многовекторном курсе.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика