Татары: от буржуазного «миллета» к постмодернистской постнации

Известный татарский историк Дамир Исхаков при очередном обсуждении предстоящей в 2020 году переписи упомянул тот факт, что до революции население Российской империи делилось по конфессионально-языковому признаку. В качестве примера он привел перепись населения 1897 года, в которой часть тюркоязычных народов империи была названа татарами. В это число вошли и азербайджанцы, и крымские татары, и тюркоязычное население Кавказа. В то же время казахи, башкиры, мещеряки и узбеки были записаны как отдельные народы, не взирая на их тюркоязычие и исповедание ислама.

Столь своеобразное разделение тюрок нашло свое отражение в национальном строительстве в первые годы Советской власти. Тогда среди национальной интеллигенции господствовала концепция буржуазной нации, объединенной общностью языка, территории и культурно-бытовых особенностей, заимствованная в Европе.

Согласно этой концепции, уже в июле 1917 года на Втором Всероссийском мусульманском съезде в Казани была провозглашена национально-культурная автономия тюрко-татар Внутренней России и Сибири, названная затем «Штатом Идель-Урал», который был ликвидирован большевиками в апреле 1918 года.

Как противовес этому буржуазному национальному проекту возник проект объединенной Татаро-Башкирской Советской Республики, за который горячо ратовал татарский большевик М. Султан-Галиев. Однако ему не суждено было реализоваться, хотя Народный комиссариат по делам национальностей 22 марта 1918 года выпустил декрет о ее создании.

Тогда Ленину и другим лидерам большевиков, прежде всего татарским коммунистам удалось уговорить Султан-Галиева не продвигать эту идею в жизнь, так как весной 1919 года уже была  достигнута договорённость с лидерами башкирского национального движения о создании Башкирской автономной республики. Они упирали на то, что татары и башкиры – разные национальности и должны по отдельности реализовывать свои права на автономию.

Султан-Галиев со своей стороны обвинял лидера башкир А.А. Валидова в том, что он взял курс на формирование мононациональной Башкирии и категорически отверг политический проект создания Татаро-Башкирской Советской республики, поддержанный И.В. Сталиным.

Лидеры Башкирской автономии А.А. Валидов и А.К. Адигамов в свою очередь предложили Ленину свой проект объединения тюркских народов – Казахско-Башкирскую Советскую республику. Однако при обсуждении и этого проекта, башкирские коммунисты выступили против него, обвинив впоследствии Валидова в попытке «оторвать Башкирию от революционной Советской России» и слившись со среднеазиатскими государствами в федерацию создать отдельное государство.

Таким образом решение национального вопроса по большевистским рецептам привело к созданию татарской,  башкирской  и казахской «социалистических наций». Что касается остальных тюрок, то они также были названы «национальностями» и разделены.

Как считает автор книги «Образование Башкирской и Татарской республик: сцена и закулисье» казанский историк Булат Султанбеков, при создании Татарской и Башкирской автономных республик были отработаны политические технологии, которые потом пригодились коммунистам при создании СССР. Одной из главных среди них стала пропагандистская установка о том,  что коммунисты боролись против «буржуазных националистов» при всеобщей поддержке народа.

Если возвращаться к началу статьи, то стоит отметить, что отсутствие единства среди представителей самих тюркских народов всегда приводило к ослаблению позиций каждого из них в государстве. Стремление так или иначе обособить свой этнос привело к фактическому понижению статуса Башкортостана и Татарстана до национально-территориальных автономий. За обособлением этноса неминуемо следует его дробление на более мелкие части.

В этом случае более жизнеспособной кажется концепция «постнации», которая отталкивается о того факта, что многообразие культурных проявлений в рамках единого этноса является источником его гибкости, а значит и силы в новом постмодернистском мире. И будущее татар зависит от того, смогут ли они найти новые формы самовыражения, которые могли бы им помочь закрепиться в культурном ландшафте.

Говоря короче: есть ли татарам, что сказать современному миру на понятном для него языке? И если татарский народ действительно являются великим, то он сможет найти подходящие слова и быть услышанными в мировом масштабе.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Талгат Галиянович Ишемгулов 28 Марта
Ответить

Вот наконец-то татарские националисты и показали свою настоящую цель. Цель за счет насильственной ассимиляции немногочисленных тюркских этносов, так сказать их поглощение. Этому есть пример, крящены, мишари, астраханские ногаи, карагащи, сибирские татары, нагайбаки уже считаются Казанью составной частью татарского народа. При коммунистах проект поглощения, постепенного растворения непокорного башкирского народа татарами, поддержанный Москвой потерпел крах с приходом к власти достопочтенного Муртазы Губайдулловича Рахимова, сумевшего не только остановить этот процесс, но и повернуть вспять, чер...
Читать дальше

Али 29 Марта
Ответить

Ты о чем кардаш?) Башкиры сами на ровном месте что-то выдумывают себе, лучше займитесь поиском знаний в религии, а нацистам оставьте нацистское..Кстати, многие татары не поддерживают Казань, видно же их лицемерие.

ольга акимова 31 Марта
Ответить

Да в Казани национализм цветет махровым цветом

    Али 02 Апреля
    Ответить

    В Москве, Питере, Екатеренбурге...нацизм цветет всеми цветами.

зуфар 11 Апреля
Ответить

у меня с отцовской стороны половина башкирами дядек и теток записали а им в в деревне это как то бар бир татары считают что мы один народ и разницы никакой хотя о башкирским произношением часто рассказывают смешные анекдоты

ЗУФАР 11 Апреля
Ответить

РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ТАТАР ТАК И БАШКИР НЕ НАДО ПУТАТЬ С МАХРОВЫМ НАЦИОНАЛИЗМОМ КАК ТЕХ ТАК И ДРУГИХ ТАТАРЫ КАК НИ ГОВОРИ БОЛЕЕ ПРОДВИНУТАЯ НАЦИЯ НЕСМОТРЯ НА ВЕКОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕЛИГИИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ УГНЕТЕНИИ В ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ ПО АССИМИЛЯЦИИ ОНИ НЕ СМОТРЯ НА ВСЕ ЭТО СОХРАНИЛИ СВОЮ ВЕРУ И КУЛЬТУРУ ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ХОТЯ БЫ ПО СРАВНЕНИЮ С БАШКИРИЕЙ КОТОРАЯ ОБЛАДАЯ БОЛЬШИМИ ЛЮДСКИМИ И ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ НЕ СМОГЛА ВЫЙТИ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ ЧТО ДЕМОНСТРИРУЕТ СОСЕДНЯЯ РЕСПУБЛИКА БУДУЧИ ЕДИНЫМ КОНГЛОМ...
Читать дальше

Там там 13 Апреля
Ответить

В чем же величие татарского народа, господа?