Труды “учителя мудрецов” Ибн Сины

Ибн Сина

Абу Али ал-Хусейн Ибн Абдаллах ал-Хасан Ибн Али Ибн Сина (980 – 1037) родился в семье податного чиновника. Детство и юность его прошли в Бухаре, столице саманидского государства. Высокоразвитая культурная и научная среда, сложившаяся в тот период в Бухаре, в значительной мере способствовали развитию природных дарований юного Ибн Сины.

По собственному его признанию в 18 лет он овладел почти всеми науками своего времени.

В 1005 г. Ибн Сина переселяется в столицу Хорезма Гургандж, где при дворе хорезмшахов Али Ибн Маъмуна (997-1009) и Маъмуна Ибн Маъмуна (1010-1017) сложился тогда круг знаменитых ученых, литераторов, философов, врачей, своеобразная “Академия”, во главе которой стоял Беруни. Тесный контакт и общение в передовой научной среде благотворно сказались на творческой эволюции Ибн Сины.

В Гургандже он значительно обогащает свои познания в различных областях науки, ведет подготовительные работы к своим многотомным медицинским и философским трудам. В 1012 г., когда над Хорезмом нависла угроза со стороны известного своим мракобесием Махмуда Газнави, Ибн Сина, стремясь избежать участи придворного ученого газнийского султана, покинул Хорезм и через Нису и Абивард прибыл в Гурган, в котором прожил два года. В 1014 г. после кратковременного пребывания в Рее и Казвине он поселился в Хамадане, где работал с 1015 по 1023 гг. Затем, до 1037 г. Ибн Сина жил в Исфахане и лишь перед самой смертью вернулся вновь в Хамадан.

Произведения Ибн Сины по данным специальных биобиблиографических работ и исследований историков науки насчитывают 456 названий, число дошедших до нас трудов приближается к 240 . Многочисленные рукописи произведений Ибн Сины, переписанные в различные эпохи, хранятся ныне в библиотеках почти всех континентов мира. В Ташкенте, в Институте востоковедения АН Узбекистан, хранится 70 рукописных книг, содержащих 55 сочинений Ибн Сины.

В их числе четыре списка “Канона врачебной науки”, самый ранний из которых относится к XIV в., стихотворное произведение “Урджуза по медицине”, считающиеся вторым после “Канона” по важности рассматриваемых в нем медицинских проблем, трактат “Сердечные лекарства”, “Нормы существования организма, достоинства вина и его вредности”, “Книга замечаний и указаний”, “Трактат об определениях”, “Трактат о классификации наук, основанных на разуме”, “Трактат о классификации всего существующего”, “Книга знания”,

«Философия озарения», “Трактат по этике”, рукописи, содержащие литературно-художественные произведения Ибн Сины и его переписку с современниками.

Подавляющая часть этих рукописных книг и произведений научно описана в опубликованных в 1952-1975 гг. первых десяти томах серийного каталога “Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР”.

Из общего числа дошедших до нас произведений Ибн Сины около 80 посвящены философии, 31 медицине, 26 психологии, 23 естествознанию, 19 логике, 9 этике, 7 астрономии, 4 языкознанию и литературоведению, 2 химии, по одному математике и музыке. Цифры эти не являются, конечно, раз и навсегда остановленными. Напротив, именно дальнейшие поиски и исследования в этом направлении могут привести к обнаружению ранее неизвестных или известных только по названиям работ, определению их канонических текстов и уточнению названий, особенно в тех характерных для текстологии восточных рукописей случаях, когда за разные сочинения могли быть приняты варианты названий одного и того же произведения или фрагменты крупных трудов. В частности, в числе не обнаруженных еще трудов упоминаемые Ибн Синой в “Автобиографии” крупнейшие работы энциклопедического характера, составленные им в Бухаре, – двадцатитомный труд “ал-Хасил ва-л Махсул” – “Получаемое и достигаемое”, этический трактат “ал-Бирр ва-л Исм” – “Доброе деяние и грех”, а также крупнейший философский труд “Китаб ал-Инсаф” – “Книга справедливости” в двадцати томах, исчезнувший в Исфахане при взятии его Махмудом Газнави.

Велики заслуги Ибн Сины в развитии медицинской науки. В своих трудах он не только подвел итог ее тысячелетнему развитию, великолепно обобщив и переработав все ценное, что было достигнуто, но и поднял медицинскую науку на новый, невиданный до того, уровень, обогатив прежний опыт собственными мыслями и глубокими знаниями, определив её развитие на целую историческую эпоху. Главный медицинский труд Ибн Сины “Канон врачебной науки” – выдающаяся книга в истории мировой медицины. В ней с наибольшей

полнотой в пределах знаний своего времени рассматривается все, что относится к здоровью и болезням человека. “Канон” состоит из пяти книг, различных по объему.

В книге первой излагается общая теория медицины, ее предмет, задачи, средства, рассматриваются вопросы анатомии, диагностики, симптомологии, диетики, профилактики, физической культуры и общей терапии.

Книга вторая посвящена фармакологии. В ней в алфавитном порядке описывается 811 простых лекарственных веществ растительного, минерального и животного происхождения, указывается при каких болезнях применяется то или иное лекарство, свойство и действие каждого из них.

Книга третья посвящена способам распознавания и лечения болезней отдельных органов человеческого тела – головы и мозга, гортани, рта, ушей, пищевода, желудка, кишечника, легких, печени, почек, мочевого пузыря и т.д., даются в ней также советы по акушерству.

В книге четвертой рассматриваются вопросы хирургии, причины заболеваний и способы лечения отдельных внешних органов тела, лихорадки, нарывов, отеков, опухолей, кожных заболеваний, ожогов, кори, чумы, холеры, оспы. Отдельные главы посвящены различным вывихам, переломам, отравлениям, а также видам косметики.

В книге пятой описываются сложные лекарственные вещества, способы их изготовления, применения и действия.

“Канон врачебной науки” был создан в 1012-1023 гг. и вскоре, затмив собой все другие медицинские сочинения, распространился во множестве рукописных списков, стал на многие столетия основным руководством медиков всего Ближнего и Среднего Востока. Среднеазиатский ученый XII в. Низами Арузи Самарканди утверждал: “Те врачи, которые познакомились основательно с «Каноном», не нуждаются в изучении других сочинений”. Творец “Канона” был удостоен почетного титула “Шейх ар-Раис” – “учитель мудрецов”.

Уже в XII в. «канон врачебной науки» был переведен на латинский язык и в течении пяти столетий оставался обязательным учебным пособием медицинских факультетов европейских университетов и настольной книгой медиков средневековой Европы.

После изобретения в Европе книгопечатания (1445) “Канон” оказался среди первых печатных книг, так называемых инкунабул. В 1473 г. он был впервые издан в Страсбурге, одном из центров европейского Возрождения, и до 1500г. выпускался в различных городах еще в 15 раз на латинском языке и один раз (1492) на древнееврейском, в переводе, осуществленном Натаном Хамеати Гаммати) в 1279 г.

В течение последующего XVI в. увидели свет еще 20 изданий “Канона”. Одно из лучших вышло в Венеции в 1595 г. Всего же на латинском языке было осуществлено более 40 изданий этого замечательного труда.

В 1599 г. в Риме “Канон” был впервые напечатан на арабском языке по рукописи, хранящейся во Флоренции. Книга вышла в двух томах (в общей сложности около 900 страниц) в великолепном оформлении. Впоследствии арабский текст “Канона” неоднократно переиздавался в Каире (1873, 1877, 1879), в Тегеране (1889), Лахоре (1905) и Лакхнаве (1906).

До недавнего времени этот знаменитый труд Ибн Сины был известен лишь в арабском оригинале и переводах на латинский и древнееврейский языки. Отдельные отрывки из “Канона” публиковались в разное время на немецком, английском и французском языках. Однако полного перевода этого гигантского свода, насчитывающего около 250 печатных листов и содержащего более миллиона слов, на современные языки не существовало. Эта сложная и ответственная задача, сопряженная с решением множества историко-культурных,

текстологических, лингвистических и технических проблем, с установлением значений нескольких тысяч средневековых арабских терминов из области медицины, анатомии, физиологии, фармакогнозии, фармакологии, ботаники, зоологии, минералогии и химии впервые была поставлена и решена в нашей стране. В 1954-1961 гг. сотрудники Института востоковедения АН УзССР и медики республики в содружестве с учеными Москвы и Ленинграда подготовили и выпустили первое издание “Канона врачебной науки” на узбекском и русском языках. К 1000-летному юбилею Ибн Сины (1980) вышло в свет второе, дополненное и уточненное, издание “Канона”. Оба издания осуществлены в 6 томах (пяти книгах).

Хотя Ибн Сина приобрел мировую славу главным образом как выдающийся медик, автор “Канона врачебной науки”, принципиальное значение для понимания духовного наследия ученого имеют его исследования в области философии и логики, система выработанных им методологических установок. Именно глубокий научный взгляд на природные явления позволил ему добиться поразительных результатов в медицинских исследованиях и их приложении в практике, а рациональное осмысление процессов общественной жизни, проблем семьи, воспитания и обучения закономерно привели его к новаторским идеям и содержательным выводам в области этики, психологии, нравственного, трудового и физического воспитания и развития личности, государственного устройства, общественной жизни. Своеобразная система философских воззрений, созданная Ибн Синой – вершина развития теоретической мысли эпохи средневековья не только в странах Ближнего и Среднего Востока, но и для Европы.

Среди дошедших сочинений Ибн Сины общефилософского характера наиболее крупным и значительным является 22-х томный фундаментальный труд "Китаб аш-Шифа” – “Книга исцеления (души)”, своеобразная энциклопедия, охватывающая основные отрасли науки того времени. Краткое содержание этого труда изложено в другой книге Ибн Сины, носящей, однако, самостоятельный характер,-“Китаб ан-Наджот” – “Книга спасения”. “Китаб аш-Шифа”, как единое произведение, состоит из 4-х разделов – “Логики”, “Естествознания”, “Математики” и “Метафизики”, которые распадаются в свою очередь на самостоятельные главы, изложенные, как правило, в отдельных книгах (томах). Раздел “Логика” включает в себя 9 таких глав-книг – “Введение в логику”, "Категории”, “Толкование”, “Силлогизм”, “Доказательство”, “Диалектика”, "Софистика”, “Риторика”, “Поэтика”, раздел “Естествознание” состоит из 8-ми томов – “Лекции по естествознанию”, “Небо и Вселенная” (Вселенная – имеется в виду Земля), “Материя и ее изменение”, “Воздействие и подверженность воздействию”, “Минералы и метеорология”, “Книга о душе”, “Книга о мстительном мире” (“Китаб ан-Набот” – “Ботаника”), “Книга о животном мире” 'Китаб ал-Хайвон” – “Зоология”), раздел “Математика” состоит из 4-х книг – Арифметика”, “Геометрия”, “Астрономия” и “Музыка”.

Важнейшей философской работой Ибн Сины, написанной на фарси-дари является книга “Даниш-наме” – “ Книга знания” , трактуются вопросы , логики, философии и естественных наук.

В оригинальной форме и своеобразным языком написан последний из его философских трудов “ Китаб ал-Ишарат ва-т-Танбихот” – “ Книга указаний и оставлений”. Сложнейшие философские проблемы и свое понимание их Ибн Сина изложил в ней в кратких изречениях.

Кроме философии и медицины, которые находились в центре его научных интересов, великий ученый-энциклопедист внес много существенно нового в такие области знания как астрономия, физика, математика, механика, геология, химия, фармакология, минералогия, логика, психология, этика, социология, литературоведение, языкознание, теория музыки. Широко известен он и как выдаюшийся литератор, автор прекрасных газелей и рубаи, исполненных глубокого философского смысла повестей “ Хайй Ибн Якзан” – “ Живой, сын Бодрствуюшего” , “ Рисалат ат-Тайр” – “ Трактат о птицах”, “ Саломон и Ибсол”, ‘Юсуф”. Мотивы этих художественно-философских произведений Ибн Сины, их косвенное, а нередко и непосредственное влияние обнаруживается в последующие исторические эпохи развития персидско-таджикской, узбекской и турецкой литературы. Так, поэма “ Саломон и Ибсол” классика персидско-таджикской литературы Абдурахмана Джами (1414-1492) написана на основе одноименной повести Ибн Сины. К “Трактату о птицах” восходят “ Рисалат ат- Тайр” – (“ Трактат о птицах” ) Абу Хамида Мухаммада Газали (1058-1111), 'Рисалайи мусамма ба сафари Семург” (“ Трактат о решении птиц в поисках семурга”) Шахабиддина Сухраверди (ум. в 1191 г.), поэма “ Мантик ат-Тайр” беседа птиц” ) Фаридиддина Аттара (1142-1220), одноименная поэма турецкого поэта Гульшахри и поэма “ Лисан ат-Тайр” (“ Язык птиц” ) Алишера Навои (1441- 1501г.г.).








Автор: Эркин Ахунджанов

доктор историчкских наук

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика