В Москве откроется клиника для мусульман

Мусульманские врачи и медсестры в иранской женской клинике

По данным национальной информационной группы NewsInfo, в октябре 2007 года в Москве планируют открыть первый столичный медицинский центр, предоставляющий услуги по лечению с учетом норм Шариата. Мусульманам будут предлагаться консультации терапевта, гинеколога, гастроэнтеролога, проктолога, кардиолога и других квалифицированных специалистов, которые, вместе с тем, будут осведомлены об основных ограничениях и требованиях Ислама. В медицинском центре оборудуют комнаты для омовения, помещения для намаза и буфеты с халяльной едой. Эта клиника станет составным звеном сети многопрофильных поликлиник «Цена Качество». В будущем аналогичный медицинский центр планируют открыть также в Казани.

Недостаток медицинских учреждений, в которых бы оказывалась качественная помощь и, вместе с тем, принимались во внимание религиозные принципы пациентов-мусульман, является существенной проблемой для многих российских последователей Ислама. И если в определенных сферах – таких, как терапия, офтальмология, иммунология и т.д. - вынужденного нарушения Шариата можно легко избежать, даже если врач не является мусульманином, то в иных областях медицины некоторый переход границ дозволенного практически неотвратим.

Наиболее «проблемной» областью является гинекология. Особенно осложняет ситуацию то обстоятельство, что профилактические посещения врача такого профиля раз в полгода абсолютно необходимы для женщин репродуктивного возраста. И если за рубежом, в странах Запада и, разумеется, в мусульманском мире, нормы осмотра пациентки таковы, что для врача остается открытым лишь минимальная часть тела женщины, то в России посетительницу гинеколога практически нигде и никогда не накрывают – невзирая на возможный психологический дискомфорт и чувство стеснения со стороны пациентки. Такое положение вещей шокирует порой даже не исповедующих Ислам дам, долго живших до этого за границей, не говоря уже о том, что подобная практика противоречит Шариату даже в том случае, если врач является женщиной.

Мусульманок пугают и условия поступления в родильные дома, во многих из которых не то чтобы не разрешают пронести платок, но и полностью раздевают на входе, забирая одежду и выдавая растянутую поношенную сорочку с «декольте» до колен. В таком пикантном облачении ее легко может увидеть не только дежурный врач-мужчина, но и, к примеру, группа студентов-медиков, приведенных в роддом на практические занятия.

Впрочем, самих пациенток зачастую подводит слабая осведомленность о нормах российского законодательства, регламентирующих и защищающих их права. На моей памяти рассказ принявшей Ислам русской реанимационной медсестры, имевшей опыт работы в онкогинекологической операционной и впоследствии родившей четверых детей в отечественных роддомах. По ее словам, пациентка имеет право требовать, чтобы ей были предоставлены услуги врача-женщины. Во время одних из ее родов в приемном отделении дежурил врач-мужчина, и предприимчивая мусульманка, упирая на знание законодательства, добилась, чтобы роды у нее принимала женщина-гинеколог.

Так или иначе, с аналогичными затруднениями сталкиваются и пациенты, обращающиеся к врачам иного профиля. И тут не лишним будет отметить, что и немусульмане порой испытывают этического свойства неудовлетворенность от некоторых устоявшихся в неисламском обществе элементов практики оказания медицинской помощи.

Поэтому мусульмане могут предложить некий стандарт предоставления медицинских услуг, который, вместе с тем, был бы привлекателен для пациентов не только исламского вероисповедания. В идеале стоило бы стремиться к тому, чтобы шариатские медицинские центры стали своеобразным «знаком качества» для широких слоев населения.

Это не выглядит такой уж неосуществимой фантасмогорией, учитывая опыт социальной работы ближневосточных исламских движений. В частности, созидательной деятельностью по налаживанию инфраструктуры славится ливанская Хизбулла – курируемые ею клиники и медицинские центры являются лучшими в стране и аккумулируют наиболее высокопрофессиональных медиков. Вместе с тем, эти больницы и поликлиники открыты для всех, что способствуют росту популярности партии среди христианского населения Ливана. По аналогичному пути идет и движение ХАМАС, причем в том, что оно инициирует оказание квалифицированной медицинской помощи населению в условиях жесточайшей сионистской оккупации, присутствует недюжинная доля героизма. Создаваемые ХАМАС лечебные учреждения также открыты не только для мусульман.

В России налажена прекрасная система фундаментального медицинского образования, хорошие врачи работают во многих отраслях лечебного дела – правда, не всегда получая достойного вознаграждения за собственный подчас самоотверженный труд. Стимулировать интерес мусульман к изучению медицины и, с другой стороны, стремиться организовывать такие лечебные центры, которые были бы привлекательны и для больных, и для молодых специалистов – такая задача представляется для российской уммы весьма перспективной

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий