В России вспоминают Степана Разина как лидера «старообрядческого сопротивления»

Картина Кириллова «Казнь Степана Разина»

Картина Кириллова «Казнь Степана Разина»

Теги:




0
07 Июня (26 Шавваль)

350 лет назад, 6 (16) июня 1671 года предводитель народно-крестьянского восстания Степан Разин был четвертован на эшафоте на Красной площади. По преданию, суровый приговор он выслушал спокойно, потом поклонился на три стороны, минуя Кремль с царем Алексеем Романовым, и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено.

В советскую историографию Разин вошел, как предводитель восстания, предпосылками к которому стали полное закрепощение крестьян и крайнее обнищание широких слоев населения. В сегодняшних общественно-политических реалиях Разина вспоминают еще и как одного из защитников русского старообрядчества.

- Сегодня 350 лет со дня казни Степана Разина! Один из лидеров старообрядческого сопротивления! Вечная Память герою!! – написал на свой страничке в Фейсбуке руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов (Давид Наташин).

По мнению публициста и политика Максима Шевченко, поражение народных масс, недовольных закрепощением и никонианской церковной реформой, привело к полному порабощению русского и других народов нашей страны.

- Сегодня 350 лет со дня казни великого русского борца за правду Степана Разина, – написал Шевченко в Фейсбуке. – Его восстание было попыткой русского и братских ему народов защититься от окончательного превращения Московского царства в инструмент колониальной политики Запада. Разинцы шли под знамёнами старой веры, разгромлены были польско-немецкими наемниками на службе Алексея Михайловича. Именно поражение народа в той Гражданской войне XVII века и отбросило Россию на сотни лет назад от европейского пути развития, а вовсе не пресловутое «монгольское иго». Этот путь заключался в развитии творческих социальных и экономических сил самого народа. Народ же был сломан и порабощен, к середине XVIII века превратившись в христианских рабов, которых франко- и германоязычные господа проигрывали в карты друг другу.

Согласно исследованию историка-старообрядца Александра Пыжикова, социально-политически потрясения в Русском государстве последовали за осуждением старообрядчества на Большом соборе 1666–1667 годов. Анафема традиционной церкви всколыхнула страну с севера до юга, причем духовный протест трансформировался в отторжение новой элиты в целом. Разинское восстание было “серьезным эпизодом” начавшейся после реформы гражданской войны. За несколько лет до этого был известный отряд Василия Уса, который потом влился в ряды Степана Разина.

Пыжиков отмечает, что разинское православие не отвергало народные обычаи славян и сильно отличалось от греческих образцов, которые навязывало правительство. Постоянным спутником Разина был священник, старообрядец Никифор Иванов. Поп Савва возглавлял партизанские отряды восставших. Отряд беглых крестьян возглавляла бывшая монахиня Алена Арзамасская, которую потом сожгли в срубе как еретичку.

То есть, по мнению историка, речь идет о масштабной гражданской войне, которая имела и социальный оттенок – протест против закрепощения, и религиозный – протест против никонианства. Последним аккордом этого противостояния, был стрелецкий бунт 1682 года, когда растерзали несколько важных сановников на глазах десятилетнего Петра I, из-за которого у будущего царя на всю жизнь остался нервный тик.

- Стрелецкий бунт – последний момент истории, когда староверы участвовали в большой политической игре. Они начали агитацию в стрелецких войсках за возвращение к дониконовским порядкам. И глава стрельцов, князь Хованский заявил о себе, как о стороннике староверия, – резюмирует Александр Пыжиков.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий