Юсуф ал-Кардави (р. 1926) – достаточно сложная и противоречивая фигура. Один из наиболее влиятельных современных мыслителей в исламском мире, книги которого помогли многим людям вернуться к религии. «Умеренный исламист», интеллектуальный и духовный лидер «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ), отказывающийся от поста официального главы этой группы. Популярный египетский проповедник, учёный, автор более 120 книг и сотен статей, посвящённых широкому спектру исламских вопросов, общественный деятель, глава Международного союза мусульманских учёных (учреждён в Дублине в 2004 г.), включающий суннитских, шиитских и ибадитских религиозных авторитетов. Один из основателей «Европейского совета по фетвам и исследованиям». Его передача «Ал-шари’а ва ал-хайа» («Шариат и жизнь») транслируется каналом «ал-Джазира», аудитория которого насчитывает 40–60 млн человек по всему миру. Помимо этого, он является одним из основателей и главным автором двух интернет-порталов: Islamonline.net и Qaradawi.net. Основные произведения, принадлежащие перу ал-Кардави: «Фикх аз-закят», «Фикх ал-джихад», «Дозволенное и запретное в Исламе», «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола» и т. д. Среди важных для него тем можно выделить такие, как обновление фикха, роль женщин в обществе, образование, исламская экономика, искусство и индустрия развлечений, колониальная система, неоимпериализм, демократия, секуляризм, сионизм, мусульманские меньшинства на Западе и проблема Палестины. В данной статье мы сосредоточимся в первую очередь на теоретическом вкладе Юсуфа ал-Кардави, а не на его, несомненно, богатой событиями долгой жизни. Юсуф ал-Кардави родился 9 сентября 1926 г. в египетской деревне Сафт ат-Тураб, в районе дельты Нила. Поскольку в два года он лишился отца, то ответственность за его воспитание взяли на себя члены семьи матери. Будущий учёный получил начальное образование в местном куттабе, а в девять-десять лет он уже знал наизусть весь Коран.
В 1939 г. он поступает в школу города Танта, административного центра провинции Эль-Гарбийя. В Танте семнадцатилетний Юсуф читает свои первые проповеди в мечети и впервые встречает Хасана ал-Банну, оказавшего на молодого человека сильнейшее влияние. С 1949 по 1953 г. он проходит обучение в ал-Азхаре, где с отличием оканчивает факультет арабского языка. Уже в начале 1940-х гг., т. е. еще до своего переезда в столицу, ал-Кардави присоединился к «Братьям-мусульманам». С этим событием связан поворотный момент его биографии. В годы своего студенчества он объездил весь Ближний Восток, выступая в роли эмиссара организации, а также принимал участие в забастовках против протектората Великобритании над Египтом. В ходе правительственных репрессий 1940–1950-х гг., направленных на «Братьев-мусульман», молодой активист несколько раз попадал в тюрьму. В 1956 г., освободившись из заключения в очередной раз, он решает на время отойти от политического активизма и продолжить своё образование. В 1957 г. Юсуф ал-Кардави сдал квалификационный экзамен на факультете усул ад-дин университета ал-Азхар. 1960 г. связан с двумя событиями в судьбе ал-Кардави: во-первых, в этом году была опубликована его наиболее известная на сегодняшний день работа «Дозволенное и запретное в исламе», а во-вторых, тогда же он получил магистерскую степень по коранистике. Через год он был включён в состав научной делегации в столицу Катара Доху, где в 1962 г. возглавил отделение ал-Азхара – Катарский институт религиозных исследований. В его стенах в 1973 г. (уже после смерти Насера, т. е. когда ал-Кардави начал вновь посещать Египет) он с отличием защитил докторскую диссертацию «Закят и его влияние на решение социальных проблем» и получил ученую степень от ал-Азхара. Эта диссертация послужила основой для второй наиболее читаемой и влиятельной работы ал-Кардави, а именно «Фикх аз-закят». По мнению ряда исследователей, она до сих пор остаётся одним из самых глубоких и всесторонних анализов в соответствующей сфере. В ней ал-Кардави рассмотрел закят как способ поддержать благосостояние достойного человека и в то же время очистить дающего милостыню, а также как всеобъемлющую систему борьбы с бедностью. Во время своего пребывания в Дохе ал-Кардави сблизился с правящей катарской династией и даже обучал будущего эмира (1972 – 1995 гг.) – Хамада ибн Халифа ат-Тани. Благодаря этим связям он получил гражданство и смог остаться в стране после того, как египетские власти, возобновившие преследование «Братьев-мусульман», отказались продлевать пребывание ал-Кардави в Катаре. Две трети своей жизни египетский шейх провёл именно в Катаре: здесь родились его дети, здесь он, по сути, создал новую систему религиозного образования, независимую от Саудовской Аравии.
Катар предоставил ал-Кардави юридическую и финансовую возможность посетить множество регионов по всему миру (США, Канаду, страны Европы, Австралию, Японию и т. д.), дал площадку для ведения проповеди, ресурсы для организации международных конференций, посвящённых исламскому активизму и сближению различных ветвей ислама. Хотя ал-Кардави и считается относительно независимым мыслителем, у его критиков часто возникают (вполне понятные в свете вышесказанного) вопросы по поводу его тесных связей с катарским режимом и их возможного влияния на его объективность. 18 февраля 2011 г. ал-Кардави наконец вернулся в Египет и произнёс пятничную проповедь на площади Тахрир в Каире, в которой призывал мусульман сохранить достижения «арабской весны» и захватить мечеть ал-Акса в Иерусалиме. 16 мая 2015 г., после совершённого в 2013 г. в Египте военного переворота, ал-Кардави (вместе со свергнутым президентом, Мухаммедом Мурси, и сотней других египтян, связанных с «Братьями-мусульманами») был заочно приговорён египетским судом к смертной казни. Он до сих пор официально «разыскивается» египетскими властями.
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института
Ответить
Влиятельный? Для автора, да, может и быть. У таких "влиятельных" богословов только одна цель - хакимийа, то бишь власть. Даже пророк Юсуф в тьюрме не подстрекал заключенных против Фараона, даже слово не молвил: что вся суть проблемы Египта это Фараон и его мерзкая власть. Наоборот,Пророк Юсуф делал даават, призывал уверовать в Единственного Господина Миров, настоящему Божеству. "Мыслитель", "богослов" даже разрешил мусульманам поздравлять неверных с Рождеством.