Второй столп: все о намазе

Коллективный намаз

Хотя произнесение шахады — основополагающее действие для мусульман, ритуальная молитва (намаз) не менее важна. Пророк называл намаз «главным шестом» религии (Тирмизи. Иман 8; Ахмад 5: 231), вызывая у слушателей образ шатра с одним главным шестом, подпирающим свод, и прочими шестами, обеспечивающими дополнительную поддержку.

Коран чаще, чем что-либо другое, призывает совершать намаз, и из слов Пророка следует, что Богу намаз угоден больше, нежели любые другие действия человека (см.: Бухари. Мавакит 5; Муслим. Иман 138; ММ 114 – 115).

Не случайно коллективное совершение намаза стало символом ислама на телевидении. Телевизионщики используют ее просто потому, что она представляет собой удачный видеоряд, но для мусульман это действие более, чем всё остальное, — воплощение того, что значит быть мусульманином, и эту точку зрения они выражали всегда.

Как и многие другие коранические термины, слово намаз (салят на ар. языке) имеет несколько значений. Основной его смысл в арабском языке — «молиться», «благословлять». Поскольку Бог и ангелы провозглашают шахаду, они отправляют салят. И так как люди, вслед за Богом, свидетельствуют единство Божие, они, уподобляясь Ему, также совершают молитву.

В Коране говорится, по крайней мере, о четырех видах салята. Во-первых, Бог и ангелы творят салят, благословляя слуг Божьих:

Он — Тот, кто совершает салят над вами [, тем благословляя вас], и ангелы Его [тоже благословляют вас], чтоб вывести вас из Тьмы к свету. (33:43. Пер. Крачковского (изм.))

Во-вторых, все существа на небесах и на земле творят салят, выражая всеобщий ислам.

Разве ты не видел, что Бога славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свой салят и свое славословие [Господа]. (24:41. Пер. Кулиева (изм.)

В-третьих, каждый праведный мусульманин творит салят, то есть салят выражает особую форму поклонения, которая была явлена всем пророкам:

Мы спасли его (Ибрахима) и Лута <...>. И даровали ему Исхака, и Йакубом одарили, и возвели всех в праведники. <...> И внушили им добро творить и совершать салят <...>. (21:71–73. Пер. Крачковского (изм.))

И наконец, в наиболее распространенном, четвертом, значении термин «салят» указывает на конкретный ритуал, который служит вторым столпом ислама.

Хотя Коран непрестанно призывает мусульман совершать салят, но о том, какие элементы образуют салят, говорит мало. Тому, как именно выполнять салят, учил Пророк, и современные мусульмане, где бы они ни жили, молятся, в сущности, таким же образом, каким молился Мухаммад и как он научил их молиться. Далее мы приведем общее описание салята, опуская незначительные различия, существующие между исламскими богословско-правовыми школами.

Салят бывает двух основных видов — обязательный и рекомендуемый. Обязательный салят — это второй столп ислама; рекомендуемый — это молитвы на все случаи жизни. Основной, обязательный, салят исполняется пять раз в сутки, но существуют также другие формы салята, связанные с определенными ситуациями, например, общая пятничная молитва. После захода солнца (начала суток как в исламской, так и в иудейской картине мира) и до исчезновения с горизонта последних отблесков света читают первую из пяти ежедневных молитв — вечерний салят. Следующая молитва – ночной салят, очередь которого наступает между концом вечерней молитвы и началом утренней. Утреннюю молитву можно творить в любое время между первыми проблесками рассвета и восходом солнца*. Четвертый салят совершают в послеполуденное время.

* Традиционный метод определения времени утренней зари, упомянутый в Коране, — отличить (в безлунную ночь) белую нитку от черной. Это возможно за час или полтора часа до рассвета, в зависимости от широты. В мусульманских странах большинство людей живет в непосредственной близости от мечети и потому слышат в это время призыв на молитву.

Полднем считается время, когда солнце достигает зенита, а не тот момент, когда стрелки часов показывают двенадцать (эти два события совпадают редко), послеполуденным же временем — пора, когда тень от предмета начинает слегка превышать длину самого предмета. Для произнесения пятой обязательной молитвы отводится период от середины дня до заката*.

* Российским мусульманам привычнее порядок молитв, связанный с началом отсчета суток в момент рассвета: утренняя (фаджр), дневная (зухр), послеполуденная (аср), вечерняя (магриб), ночная ('иша).

Каждая молитва состоит из определенного числа циклов (ракят).

В вечерний салят входят три цикла, в ночной — четыре, в утренний — два, в полуденный и послеполуденный — по четыре. Каждый цикл включает в себя комплекс определенных движений и произнесение (всё — по-арабски) отдельных мест из Корана и традиционных формул.

Наблюдая за группой людей, совершающих салят, мы увидим следующую (или, в зависимости от места действия, чуть отличающуюся) картину: сначала совершающие салят стоят прямо. Через одну-две минуты они делают поясной поклон с прямой спиной. Через несколько секунд они снова выпрямляются и почти сразу опускаются ниц, касаясь земли коленями, ладонями и лбом. Несколько мгновений они пребывают в этой позе, потом на одну-две секунды переходят в сидячее положение и затем снова простираются ниц. Этим заканчивается первый цикл.

Поднявшись из распростертого положения, молящиеся встают прямо и начинают второй цикл, в точности повторяющий первый. После второго цикла, вместо того чтобы опять встать, они принимают сидячее положение и произносят формулы благословения и мира, обращенные к Пророку и правоверным. Тогда же они провозглашают шахаду в развернутом варианте.

Если молитва, которую мы только что описали, совершается как утренний салят, то она заканчивается пожеланиями мира направо и налево. Если это какая-либо другая молитва, она переходит в третий цикл. Вечерняя молитва заканчивается после третьего цикла «сидячей» шахадой, благословениями и благопожеланиями. Три другие салята включают по четыре цикла, то есть представляют собой утреннюю молитву, повторенную дважды.

Во время двух, трех или четырех «стоячих» частей молитвы верующие произносят «Фатиху» — первую суру Корана, состоящую из семи коротких айатов. В первых двух циклах они также читают какую-нибудь другую суру или несколько айатов.

Чтобы совершать салят, человек должен находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахара). Соблюдение ритуальной чистоты – предмет каждодневной заботы мусульманина, ведь сюда входит предохранение тела и одежды от соприкосновения с физиологическими выделениями и кровью. Мусульманские гигиенические нормы продиктованы правилами ритуальной чистоты. Хотя от детей, не достигших пубертатного возраста, не ждут обязательных молитв, даже малышей учат совершать омовение в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Эти правила сводятся преимущественно к тщательному устранению (преимущественно путем омовений водой) следов телесных выделений.

Отмечаются две главные категории нечистоты и для избавления от неё — два основных вида очищения. Полное омовение (гусл) предписано после полового акта или семяизвержения, менструаций, деторождения и прикосновения к человеческому трупу. Человек, нуждающийся в полном омовении, не может совершать ритуальную молитву, ему нельзя входить в мечеть и прикасаться к Корану. Чтобы приступить к саляту, следует избавиться и от малой нечистоты. Она возникает после сна, посещения уборной, испускания газов, а также в некоторых других случаях. Все ситуации малой нечистоты устраняются малым омовением (вуду).

Полное омовение заключается в омывании всего тела, с головы до кончиков пальцев на ногах, так, чтобы очищены были все части тела. Малое омовение состоит в обливании водой или обтирании частей тела в следующем порядке: кисти рук, рот (прополаскивание), нос (промывание), лицо, правое и левое предплечья, Волосяной покров головы и уши (отирание)*, правая и левая ступни (вплоть до щиколоток).

* Ханафитский мазхаб предусматривает также мытье шеи. (Примеч. ред.)

Если вода недоступна или если человеку нельзя касаться воды из-за болезни либо по другой причине, а подошло время молитвы, то более простым средством очищения может служить очищение чистым песком или камнем (пылью с твердой поверхности). Тайаммум — таково название этого вида очищения — может заменить как большое, так и малое омовение.

Пять ежедневных молитв обязательны для всех мусульман, достигших половой зрелости. Однако женщины, которые ритуально нечисты по причине менструаций или деторождения, не совершают салят. Исключение составляют также люди, которые слишком больны, чтобы участвовать в молитве; но, если они в состоянии читать молитвы сидя или лежа, им надлежит так и поступать.

Подобно тому, как люди, прежде чем совершать салят, должны очиститься посредством омовения, следует также удостовериться, что чисты их одежда и место, где совершается молитва. Одежда считается чистой, если она не запачкана человеческими или животными экскрементами, мочой, семенем или кровью. Следуя сунне Пророка, мусульманские мужчины традиционно садятся на корточки, чтобы помочиться, дабы избежать забрызгивания одежды мочой. Если одежда становится нечистой, ее, прежде чем надеть для совершения молитвы, следует прополоскать.

Содержать в чистоте надлежит также и место совершения молитвы. Мусульмане стараются поддерживать чистоту и у себя дома, это объясняет, почему, подобно жителям дальневосточного региона, при входе они снимают обувь. Молитва совершается обычно в той части дома, где поддерживается ритуальная чистота. Там, где в доме или за его стенами нечисто или в чистоте нет полной уверенности, расстилается кусок ткани или молитвенный коврик, по окончании молитвы он складывается и убирается. Такую ткань или коврик называют «саджжада» («место для многих преклонений»).

Природа чиста по определению, и в мусульманских странах часто можно видеть людей, молящихся прямо в поле у дороги. Основной способ очистить одежду или коврик — стирка, но, если нечистая субстанция удалена, можно подержать одежду или коврик на солнце два-три дня — и они очистятся.

Совместные молитвы рекомендуются настоятельно. По словам Пророка, салят, совершенный на молитвенном собрании, в семьдесят раз ценнее салята, совершенного в одиночестве. Собранием считается двое или более человек, молящихся вместе. Следовательно, совместно молящиеся муж и жена или мать и ее ребенок уже есть собрание. Но обычно предполагается, что, чем собрание многолюднее, тем лучше, и эта идея прекрасно сочетается с социальным характером большой части исламской практики.

Место, где происходят общие моления, называется «мечеть». Это слово происходит от арабского масджид, что означает «место, где совершаются земные поклоны». Общинный молитвенный дом получил такое название, поскольку простирание ниц считается кульминацией салята. Он символизирует полное подчинение (ислам) человека Богу.

Мужчины должны посещать мечеть раз в неделю для совершения пятничной общей молитвы, которая замещает молитву полуденную. Присутствие на ней женщин необязательно. Мусульмане-шииты утверждают, что пятничная молитва, хотя и рекомендована, обязательной не является.

Ритм жизни традиционного мусульманского общества в значительной мере задается пятью ежедневными молитвами. Даже в наши дни этот ритм заявляет о себе в любом мусульманском городе призывом на молитву (азан), который разносится с минарета каждой мечети, собирая верующих на салят. Каждая фраза азана повторяется дважды, за исключением первой, которая возглашается четыре раза, и последней, звучащей один раз.

Бог велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Бога; Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога; Спешите на молитву! Спешите обрести спасение! Бог велик! Нет бога, кроме Бога!

В утреннем азане после слов «Спешите обрести спасение!» обычно добавляется: «Салят лучше сна».

Муэдзина, то есть «возвещающего азан», как правило, выбирают за его сильный и красивый голос. В традиционных мусульманских городах, где мечетей много и они расположены близко друг от друга, можно услышать настоящую симфонию прекрасных голосов, каждый из которых возглашает азан, в несколько отличном от остальных ритме и напеве. Особенно захватывающе и волнующе эта симфония звучит во время утреннего азана, когда город еще погружен в тишину.

Сегодня те, кто отвечает за мечети, в большинстве своем утратили чувство красоты и гармонии. Вместо того чтобы внимать переливам прекрасных Голосов, раздающихся с минаретов, Людям приходится слушать звуки громкоговорителей. Зачастую все мечети транслируют запись голоса одного и того же муэдзина. И хотя голос может быть сколь угодно хорошим, динамики уродуют даже самую качественную запись. Азан превращается в электронное наказание, неприятное не только путешественникам, но и местным жителям, еще сохранившим какой-то вкус.

О значении салята в жизни мусульман можно говорить долго. Здесь мы только отметим, что соблюдение его оказывает серьезное воздействие как на индивидуальную, так и на коллективную психологию. Сам колорит общества, большинство членов которого ежедневно совершают пятикратную молитву, глубоко отличен от того, где нет времени для Бога или где религия — частное дело, которому отводится лишь один день в неделю. Следующий хадис вкратце излагает действие этой молитвы:

Посланник Бога вопросил: «Если у дверей некоего человека протекает река, в которой он купается пять раз на дню, останется ли на нем хоть крупица грязи?» Ему ответили: «Не останется ни крупинки». Пророк сказал: «Вот в этом и состоит сходство с пятью салятами. Бог с их помощью уничтожает грехи».

(Бухари, Мавакит 6; Муслим. Масаджид 283; ММ 114)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика