Выбор Исмаила Ахмедова

Многие знают имя Рихарда Зорге – советского разведчика, главной заслугой которого считается предупреждение советского руководства о сроках начала войны против Советского Союза. Гораздо менее известно имя Исмаила Ахмедова, который по своим каналам подтвердил информацию о дате начала немецкого вторжения на территорию СССР.

Исмаил Ахмедов родился в 1904 году в городе Орске Оренбургской области в семье муллы. В 1925 году он поступил на военную службу в Красную Армию, окончил Ленинградскую военную школу связи, радиотехническое отделение Военной электротехнической академии, Академию Генштаба РККА, принимал участие в советско-финской войне. Ахмедов свободно владел татарским, азербайджанским, турецким, немецким и арабским языками.

С 1931 года начал работу в Разведуправлении РККА, сначала техническим специалистом, а затем занимался оперативно-мобилизационной и совершенно секретной работой. В 1940 году возглавил 4-ый отдел РУ Генштаба Красной армии. Затем – работа под прикрытием легенды корреспондента ТАСС Николаева в Германии и Турции.

Через Исмаила Ахмедова стало известно о том, что Главное разведывательное управление снабжало Сталина достаточно точной информацией, добытой через своих агентов о том, что нападение немцев на СССР будет совершено во второй половине июня 1941 года. Однако, как писал Ахмедов, Сталин этим донесениям не поверил. Поэтому начальник ГРУ генерал-лейтенант Голиков отправил Ахмедова в Германию для перепроверки поступающих сведений.

В мае 1941 года «журналист» Ахмедов прибыл в Берлин, и с помощью военного атташе СССР в Германии генерала Тупикова информация о возможной дате начала войны была перепроверена на месте. Ее источником был инженер на военном заводе «Шкода», который производил военную технику и был загружен срочными заказами для немецкой армии. Этот инженер постоянно общался с немецкими офицерами и был очень информированным человеком. Об этом было своевременно проинформировано советское руководство.

Находясь в Германии, Ахмедов стал свидетелем ареста и последующего обмена советских граждан – работников дипломатической миссии, торгового представительства и журналистов, задержанных с началом войны. По договоренности через третьи страны при посредничестве швейцарского Красного Креста было достигнуто соглашение, что советских граждан обменяют на граждан Германии на территории Турции. Ахмедов в своей книге «Служба в сталинском ГРУ и побег из него» подробно описал этот процесс.

После того, как советских граждан доставили в Стамбул, Центр решил оставить Ахмедова в Турции с целью продолжения им разведывательной деятельности. В Стамбуле Ахмедов занимался вербовкой легальных и нелегальных агентов и добывал подлинные германские документы: паспорта, свидетельства о рождении, талоны на питание. Центр нуждался в этих документах для других нелегалов, направляемых в Германию. Также он организовал успешную операцию по переправке с Ближнего Востока в Югославию через Анкару югославских офицеров, готовых сражаться против нацистов в рядах партизан. За эту операцию он был повыше в звании до подполковника.

Работа, которая была поручена Ахмедову, требовала плотных контактов с английскими и американскими дипломатами и разведчиками. Советский посол в Турции Виноградов, ссылаясь на указания, полученные от НКВД, попытался заставить Ахмедова заняться вербовкой среди них и турецких граждан, прежде всего журналистов крупных изданий. В ответ Ахмедов заявил, что англичане и американцы являются нашими союзниками, а Турция занимает нейтральную позицию по отношению к войне. Советский посол пригрозил ему тем, что донесет о его отказе в Москву, однако Ахмедов, сославшись на то, что у него есть свое собственное задание от ГРУ, отказался выполнять требования посла.

Вскоре из Москвы пришло распоряжение о возвращении Ахмедова в СССР. Одновременно его коллеги, с которыми у него были дружеские отношения, сообщили ему, что на него написали донос, в котором обвинили в работе на английскую и американскую разведки. Ахмедов понял, что по прибытию на родину его ожидает арест и расстрел. Спасая свою жизнь, он попросил политического убежища в Турции. Его дальнейшая судьба была связана пребыванием в этой стране.

Здесь он вторично женился (супруга, которую он оставил в СССР умерла в эвакуации при неясных для Ахмедова обстоятельствах, что стало еще одним аргументом для его невозвращения) и долгое время прожил под именем Исмаил-ага под охраной турецких спецслужб.

Однако, не стоит думать, что советские спецслужбы забыли о нем. В 1948 году при помощи знаменитого советского разведчика Кима Филби, занимавшего важный пост в английской МИ-6, они пытались организовать его похищение, но профессиональное чутье не подвело Ахмедова и он смог избежать приготовленной ему ловушки. Из соображений безопасности Ахмедову с семьей пришлось перебраться в США, где он и прожил до конца своих дней.

Сюжет о том, что советская разведка предупреждала Сталина о сроках начала войны против СССР, но вождь ей не поверил, за долгое время своего существования оброс домыслами и легендами. В частности, получила распространение версия о том, что Сталин лично не доверял Зорге как выходцу из Коминтерна. Подтверждением тому судьба его жены Екатерины Максимовой, арестованной НКВД и умершей в ссылке в 1943 году. Не добавляют ясности в это дело и сведения, полученные от пленного японского генерала Томинага Кедзи, по словам которого, японцы предлагали Сталину обменять Зорге (учитывая, что тогда между двумя странами действовал договор о ненападении и были дипломатические отношения), на что советский руководитель не пошел.

Вполне возможно, что если бы Ахмедов вернулся в СССР и был бы репрессирован, то после смерти Сталина его бы ожидала посмертная реабилитация и даже награждение, но он хорошо понимал, что его ждет, и поэтому вышел из игры.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Простой 30 Сентября 2022г.
Ответить

😂😂

Яндекс.Метрика