Зачем надо знать о принятии ислама калмаками (ВИДЕО)

Калмаки
В настоящее время об исламе и мусульманах говорят и пишут очень много, и эта тема захлестнула  все мировые средства массовых информаций.  Много позитивной и негативной информации, но факт в том, что эта тема одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день и поэтому требует серьезного изучения и научного подхода.

Актуальность этой темы определяется несколькими факторами. Во-первых, изучение своих исторических корней и традиций позитивно влияет на моральный  и духовный облик народа, происходит осознание и гордость за своих предков, выбравшие ислам как основу мировоззрения и сохранившие её до нас. Нация, у которой нет духовного стержня, более подвержена моральному разложению и вымиранию. Изучение своих исторических корней, культуры и традиции укрепляет духовную составляющую народа, в том числе и молодежи и уберегает ее от морального разложения и пагубных последствий.  Во-вторых, распространено мнение что мусульмане, проживающие в разных регионах  страны  пришлые, и появились буквально недавно. Изучение этой темы позволяет уточнить место ислама в историческом пространстве территорий России и доказывает принятие его некоторым местным  коренным населением задолго до появления христианских миссионеров.  В-третьих, история межконфессиональных взаимоотношений, ислама и христианства порой были драматичными, а историческая память и мусульман и христиан содержит в себе сведения об этой враждебности. Только серьезные научные исследования могут излечить негативные моменты в социальных и культурных коммуникациях между религиозными общинами в регионах и в целом по России. За несколько столетий совместного проживания разные религии выстроили уважительное отношение друг к другу. На протяжении продолжительного времени люди разных конфессий не делились по этническому и религиозному признаку, а жили в мире и согласии, что и продолжается до настоящего времени.

Порой мы сами мусульмане мало знаем об историческом развитии ислама и мусульман в своем регионе. Обучаясь в Российском исламском институте, мне пришла идея написать исследовательскую работу по теме ислама и мусульман своего региона, а именно Кемеровской области, а в феврале 2017 года она была успешно защищена. Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Большая часть занята Кузнецкой котловиной, огромные угольные запасы которой определили второе название области – "Кузбасс". В Кузбассе проживает на 1 января 2016 г. около 2 млн. 717 тыс. жителей. По национальному составу население области очень разное. По официальным данным мусульманское население составляет около 3 % от общего числа жителей. Вроде бы небольшая цифра, но мусульманские народы внесли огромный вклад для развития и процветания этого региона. У ислама богатая история в Сибири и Кемеровской области в частности. Тема ислама и мусульман в Кемеровской области мало изучена, хотя ее актуальность в научном и практическом плане не вызывает сомнений. Основной причиной недостаточной изученности является особая политическая обстановка в Российской империи и в Советском Союзе, которая на протяжении длительного времени создавала препятствия для научного исследования ислама в различных регионах. В культурологических и религиоведческих исследованиях почти не рассматриваются обстоятельства принятия ислама угорскими и тюркскими племенами, особенности сосуществования мусульман рядом с православным населением после вхождения Сибирского ханства в состав Русского государства; принуждение мусульман принимать христианство; воинственный атеизм в период Советского Союза.

Исследуя историю развития ислама в этом сибирском регионе, были  сделаны следующие выводы:

- коренное  население Кемеровской области это шорцы, телеуты и сибирские татары (они так же называют себя калмаками).  Все они тюркского происхождения. Шорцы и телеуты после прихода русских переселенцев обращены были в христианство, но элементы язычества сохранилось. Калмаки приняли ислам. Принятие ислама этими племенами происходило вплоть до 18 века. Но в их верованиях оставались прежние языческие традиции, которые стирались под влиянием переселенцев мусульман из Европейской части России.

- мусульманское население можно условно разделить на две группы: татарское население на севере области, из деревень; мусульманское население в шахтерских городах. В татарских деревнях на севере сохранились уникальные старые деревянные мечети. Но сейчас в татарских деревнях исламские традиции соблюдаются очень слабо, хотя и в последнее время в этих селениях зарегистрировались мусульманские организации. Молодежь уезжает в города. Чуть лучше обстоят дела в деревнях Зимнике и Сарсазе, так как они находятся вблизи города Юрги. Что касается городов области, то мечетей здесь не было никогда. Они возникли в основном в советский период. И мусульмане сюда приехали в  20-е годы, когда в Поволжье был голод, в 30-е много репрессировали из Поволжья и Урала, а послевоенные годы по разнарядке привозили татарскую молодежь для работы на шахтах. Официальная община мусульман существовала с 1943 по 1949 год в г. Порокопьевске.

- основная масса мусульман в области это татары и башкиры, но численность их сокращается. В настоящее время в области официально зарегистрировано около  двадцати мусульманских организаций, две из которых централизованные религиозные организации. Это ЦРО «Объединение мусульманских организаций Кемеровской области» находится в Прокопьевске и возникла в 2001 году, а также ЦРО «Духовное управление мусульман Кемеровской области» находиться в Кемерово, возникла в 2009 году. Все организации взаимодополняют друг друга. В основном мечети посещают мусульмане из Средней Азии и Кавказа. Проповеди проводятся на русском языке. Задача лидеров религиозных организаций – восстановить тот стержень, на котором держалась и сохранилась  нация, его культура, язык. Этот стержень бесспорно – ислам.

- ислам способствовал трансформации разрозненных этнических культурных групп – тюрских, угорских, самодийских племен – в одну большую этническую культурную группу, которая называется «сибирские татары» (XIV–XV вв.). Сибирские татары стали культурным «ядром» для создания большой мусульманской уммы в Сибири. К ним в разные исторические времена присоединялись мусульмане из Поволжья, Урала, Средней Азии и Кавказа.

В завершение хочется отметить, мы сами мусульмане должны  изучать  свою историю. За нас это никто не сделает. Подобные исследования помогают исторически доказать что ислам и мусульмане занимают достойное место в развитие российского общества. А при выработке религиозной политики необходимо учитывать позитивный и негативный исторический опыт в межрелигиозных отношениях, особенно там и тогда, когда затрагиваются интересы исламской религии. В этом отношении история ислама в Кемеровской области более чем поучительна.



Автор: Салават Кучумов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Сибиряк 27 Февраля 2017г.
Ответить

Теперь будет исправлен пробел в истории Ислама на Кузбассе, нужная работа... Пусть Аллах воздаст благом!

MARIO MARIO 26 Февраля 2017г.
Ответить

В Татарстане ликвидируют татароязычную радиостанцию «Тартиб», ориентированную на мусульманскую аудиторию. Об этом сообщила главный редактор Ризаля Исмагилова. Она рассказала, что власти навязывают ей слияние с государственной радиостанцией «Болгар», которое будет означать упразднение специфического контента «Тартиба». И хотя «Тартиб» является чисто национальным татароязычным радио, с насыщенным музыкальным репертуаром, вместе с тем имеет и исламский блок вещания. «Я ни в коем случае не выступаю против «Болгара», нет! Но нам надо искать другие пути. Почему в Казани, где соотношение татар...
Читать дальше

Кылчык 26 Февраля 2017г.
Ответить

Интересно!

Яндекс.Метрика