Закят уль-фитр и все что с ним связано

news-mSW5f77O3N
Закят разговения (закят уль-фитр) является обязанностью нашей общины. Одна из заложенных Творцом мудростей выплаты этого закята состоит в том, что ошибки и недочёты, допущенные во время поста, очищаются этой милостыней.

Сподвижник пророка Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха обязал выплачивать закят уль-фитр в качестве очищения постящегося от пустословия и сквернословия, который выплачивается беднякам едой перед праздничной молитвой. Такая выплата будет засчитана (Господом как закят уль-фитр), если же человек выплатит после молитвы, то она засчитается в качестве обычной милостыни».

По поводу слов в суре «Высочайший»: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» толкователи Корана сказали, что подразумевается выплата очистительной милостыни и отправление праздничной молитвы.

Закят уль-фитр следует выплатить за каждого члена семьи – взрослого и ребенка. Так же родителю надлежит выплатить за ребенка в утробе матери, если к этому времени его возраст составляет 40 дней.

Последователи правовой школы имама Абу Ханифы считают, что данный вид милостыни выплачивается в день праздника от восхода солнца и до праздничной молитвы. Шафииты же считают, что начало выплаты закят уль-фитр наступает с заходом солнца последнего дня рамадана.

Последователи имама Малика и Ахмада ибн Ханбаля утверждают, что выплачивать разрешается за два дня до окончания поста, в соответствии с высказыванием ибн Умара: «Сподвижники выплачивали садака аль-фитр за день или за два дня до праздника».

Так же ученые ханафитского и шафиитского мазхабов говорят о возможности выплаты закята уль-фитр в течении всего месяца рамадана.

Что касается формы выплачиваемой милостыни, то в этом вопросе имеются разногласия среди ученых. В хадисе говорится: «Пророк (мир ему и благословение) велел выплатить подаяние разговения после месяца Рамазана в виде саа (мера веса) фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман». Некоторые ученые, основываясь на этот хадис, буквально подошли к решению этого вопроса и заявили, что закят уль-фитр необходимо выплачивать крупами и финиками. Например, имам аль-Агмаш считал, что лучше выплатить продуктами, поскольку такое действие «ближе к традиции пророка, и отдаление от разногласий ученых».

Имам Абу Ханифа утверждал, что пророк перечислил данный перечень продуктов, потому что они являлись на тот момент своего рода свободно-конвертируемой валютой, а посему разрешается выплата любой другой материальной ценностью, в которой нуждаются бедные слои общества. По словам имама Абу Джафара, лучше выплатить деньгами, т.к. «в этом больше пользы для бедного. На деньги он может купить себе именно то, что ему необходимо».

Учитывая современные реалии, более рационально выплатить «закят уль-фитр» в денежном эквиваленте.

Духовное управление мусульман Европейской части России опубликовало на своем сайте размер “фитр-садака” в 2014 году, который составляет:

100 руб. для малоимущих;

200 руб. для людей со средним достатком;

от 300 руб. для состоятельных.

По мнению исламских правоведов, будет лучше, если человек сам лично раздаст бедным садака аль-фитр. Предпочтительней раздать этот вид милостыни своим родственникам, не являющимися членами семьи раздающего. Можно уполномочить раздать милостыню другого человека, при условии, что он является достойным доверия.

Не обязательно, что бы каждый член семьи дал разным бедным людям. Разрешается всем членам семьи дать одному бедняку.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика