Запрет хиджабов, оскорбление ислама и пропаганда христианства - как нарушались права мусульман в российских школах

Когда в начале этого года в дагестанском селе Маджалис разгорелся скандал из-за того, что замдиректора не допускал до занятий учениц без косынок на голове, проблему решили быстро – педагога уволили за превышение должностных полномочий. Однако это пока единственный в новейшей истории прецедент, когда администрация учебного заведения навязывала головные уборы. Намного чаще происходит наоборот: девочкам-мусульманкам под угрозой отчисления запрещают носить платки или же подвергают их травле на почве религиозной ненависти. При этом родителям, ученицам и их адвокатам не удается добиться права на хиджаб и привлечь виновных к ответственности, а общественность одобряет ограничение прав мусульманок.

Так, жительница Брянска Мадина (имя изменено по ее просьбе) сообщила РИА Новости, что ее не пускали в школу в платке. К последнему году обучения ей исполнилось 18 лет, поэтому носить хиджаб она решила осознанно, и это привело к проблемам с учителями.

«В первый же день меня вызвали к директору. Спросили, почему явилась в светское заведение в таком виде. Я объяснила, что ношу хиджаб согласно религиозным убеждениям. На что руководство заявило: школа – не то место, где нужно демонстрировать религиозные убеждения, и что платок нужно снять», – рассказывает девушка.

Мадина окончила школу в 2018-м. В последние месяцы, по ее словам, никто насильно не снимал с нее хиджаб. Администрация нашла другой метод давления.

«В 11-м классе моя успеваемость заметно ухудшилась. Училась я всегда хорошо. А тут вдруг педагоги начали предъявлять персонально ко мне более высокие требования. И отношение их изменилось: стало более грубым, холодным. Не могу точно сказать, было ли это негласное распоряжение руководства. Но причина и следствие, кажется, ясны», – вспоминает Мадина.

Похожий конфликт произошел в 2012 году в селе Кара-Тюбе Ставропольского края, где из школы выгнали сразу нескольких учениц, пришедших на занятие в хиджабах. Родители девочек обратились с жалобами в прокуратуру и министерство образования края. Разбирательство дошло до Верховного суда, который, однако, не нашел нарушений в действиях руководства школы.

В 2014 году в праве присутствовать на рабочем месте в платке отказали не только ученицам, но и учительницам татарского села Белозерье в Мордовии. И снова чиновники от районных госслужащих до министра образования страны встали на сторону директора.

Нарушения прав мусульман в некоторых российских школах не ограничиваются нападками на хиджаб.

В начале этого года имам города Пласт Челябинской области Раис Султанов обратился в прокуратуру с жалобой на действия учителей местной школы.

В частности, его возмутило, что детей заставили читать вслух стихотворение Аполлона Майкова «Христос воскрес». А на уроке ИЗО ученикам сделали замечание, когда те вместо пасхальных яиц нарисовали мечеть.

Кроме того, по словам имама, школьникам негде было совершать намаз на перемене, хотя он просил об этом руководство. В итоге они молились под лестницей, несмотря на насмешки одноклассников.

Не сумев договориться с директором, школу сменили. Но и на новом месте не избежали старых проблем.

«Последней каплей стал показ фильма про Афганистан на уроке ОБЖ. В нем есть кадры с террористами, сопровождающиеся чтением Корана. Такой композиционный ряд дети имама сочли оскорбительным», – говорит адвокат семьи Руслан Нагиев.

До суда, правда, дело не дошло. После проверки прокуратуры имам все же уладил отношения со школой. «Немало помогла и огласка в СМИ, – замечает адвокат. – Это вызвало общественное обсуждение проблемы в городе. Примирились еще и потому, что Пласт маленький, все друг друга знают».

Юрист также отметил, что с началом учебного года родители часто жалуются на ущемление религиозных прав детей в школе. В основном это как раз запрет на хиджабы и невозможность совершать намаз. Нагиев считает, что в таких ситуациях школьное руководство опрометчиво забывает законодательство страны.

Но проблема, как полагают эксперты, не тупиковая. Прежде всего она лежит в юридической плоскости.

«Безусловно, у нас есть гарантия свободы совести и вероисповедания. Однако отсутствуют конкретные законы или инструкции, которые регламентируют отношения на местах, ведь везде ситуация разная. Если речь идет о районах или регионах с компактным проживанием или преобладанием адептов определенной религии, то, безусловно, нужно учитывать подобный момент», – объясняет директор ФГБНУ «Главэкспертцентр» Вера Скоробогатова.

По ее мнению, конфликты на религиозной почве не стоит решать категорично в духе «взять и запретить». Противоречия между светским и духовным вполне разрешимы. И в России это уже постепенно происходит.

О положительной динамике в непростой ситуации говорят и представители ислама.

«В Московской области, например, запустили проект «Школа добрососедства». В нем представители трех религий – православия, ислама, иудаизма – приезжали в школы и рассказывали о своих религиях. Мы говорили практически об одних и тех же духовно-нравственных ценностях», – вспоминает первый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Главной задачей он считает просвещение общества. Поэтому в школах нужно рассказывать о различных религиях, в том числе об исламе. Дабы избежать конфликтов.

«Что же касается молитв в учебных заведениях, – объясняет муфтий, – то мы пока до этого не доросли. Потому что специальных молельных комнат в школах нет. Я сам, будучи студентом, находил для этого где-то закуток».

Однако и здесь, отмечает Аббясов, ситуация меняется. Например, открывают мусульманские молельни в аэропортах. В Татарстане такие помещения соорудили в торговых центрах. Вполне возможно, скоро они появятся и в школах.


Автор: Динара Макарова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Рашит 23 Сентября 2021г.
Ответить

Бывшие крепостные толкаются локотками,но это не поможет. Это земля татар, а недавние рабы нам не толмачи.

Яндекс.Метрика