В интервью радиостанции Deutsche Welle главный раввин России заявил, что изучение основ только одной религии – это замедленная бомба, закладываемая под многонациональное российское государство.
Deutsche Welle. Рав Лазар, прежде всего о росте национализма в России. Как вы считаете, насколько сегодня сильна ксенофобия в российском обществе?
Берл Лазар. Я не верю, что существует такая большая группа людей, когда я слышу цифры в сотни тысяч. Думаю, их намного меньше. Но проблема не в том, что их много, а в том, что никто не готов бороться с ними. Бритоголовые, фашисты, националисты выходят на улицы, где ходят наши дети. Известны и места, где они собираются, и акции, которые они подготавливают, но никто не принимает никаких мер. И власти понимают опасность этих группировок, но, возможно, придерживают их для себя как своеобразную маргинальную силу, для каких-то своих целей. Однако ситуация уже стала неконтролируемой, эта сила переросла то, что от нее ожидали, и становится опасна для России в целом. Последствия могут быть разрушительны. В лице этой силы мы сначала получаем агрессивные лозунги, потом действия, потом убийства.
DW. Россия исторически была толерантной многонациональной страной. На ее территории уживались многие национальности. Сейчас российское общество теряет эту толерантность?
Б.Л. Какие-то проблемы были всегда, но если смотреть в общем, то идея советского общества была в том, чтобы все народы жили вместе. Особенностью СССР было то, что все народы чувствовали себя частью этой страны. А после распада СССР начались процессы отделения наций, стал возникать национализм. На Украине – против России, в России – против жителей Кавказа. Патриотизм стал подменяться национализмом. Если объединяющая идея людей – быть против кого-то, то это не патриотизм, а открытое противостояние. Национализм опасен во всех своих проявлениях и для всех.
DW. Что вы скажете насчет введения в школьную программу предмета основ православной культуры?
Б.Л. Это серьезная проблема. Предпочтения одной религии на государственном, общественном уровне быть не должно. Мы, например, против преподавания основ конфессиональной культуры в школе и говорим об этом открыто. Это отрицательно не только для евреев или для мусульман, но и для православных тоже, это ненужное нагнетание, которое начинается уже в школе.
DW. И тем не менее, движение «Наши» выпускает учебник, который будет рассказывать об основах православной культуры, и получается, что это будет плавно внедряться в школах.
Б.Л. Мы это знаем и будем выступать против и делать все возможное, чтобы этому противостоять.
DW. Какой вы видите выход из этой ситуации?
Б.Л. Правильно, если дети знают религию в целом. Для этого необходимо преподавать основы всех религий, а не навязывать принудительно что-то одно. Нужно прививать детям общечеловеческие ценности, объединяющие все религии: уважение друг к другу, помощь нуждающимся, любовь к ближнему. Сегодня Россия нуждается в этих ценностях и морали. Изучение основ одной религии – неправильный подход, и это пагубно для России в целом.
DW. Чем конкретно это грозит?
Б.Л. В тот момент, когда человек начинает осознавать, что не уважают его религию, и это начинается с детства, когда все, вне зависимости от вероисповедания, будут изучать основы православия, он почувствует себя ущемленным, человеком второго сорта. Появляется чувство «непринадлежности к высшему эшелону», к тем, чья религия изучается. Возникает ощущение антипатии и несправедливости.
Почему появляются террористы? Это люди, которые были всегда ущемлены в правах, они хотят вернуть их, причем силой. Поэтому когда ребенок сидит в классе и чувствует, что его отделяют от других, – это замедленная бомба. Это то же самое, что и вопрос о национальности. Ведь мы уже поняли, что пятый пункт необходимо убрать, а сейчас хотим опять подставить себе те же грабли, только в еще худшем варианте.
DW. Существует ли в России проблема разделения церкви и власти? Русская православная церковь и государство отделены друг от друга, или все-таки сейчас идет процесс, когда церковь все больше вмешивается в государственные функции?
Б.Л. Грань между объединением церкви и государства или их раздельным существованием очень тонкая. Страна не может жить без ценностей, прописанных в религии, но и религия не может диктовать стране, как жить.
И сейчас мы живем именно в такой период, когда решается вопрос, как будут выглядеть отношения государства и религии в целом. И очень важно эту позицию четко сформулировать. То, что происходит сегодня с тем же изучением основ конфессиональной культуры, это уже вмешательство религии в жизнь государства. Грань уже перейдена в сторону религии.
Беседовал Владимир Сергеев
Deutsche Welle
Войти с помощью: