Советская Россия и ваххабиты

Пуштуны в афганской войне

Известно, что в своей борьбе «за мировую революцию» российские большевики были открыты к международному сотрудничеству и взаимопомощи с разными силами. Зачастую, в зависимости от конкретных условий, это сотрудничество принимало довольно неожиданные конфигурации. Если поддержка Москвой саудовской королевский семьи в деле создания Саудовской Аравии теперь уже известна широким кругам интересующейся публики, то сотрудничество Коммунистического Интернационал с ваххабитами в Афганистане против Великобритании до сих пор представляет малоизученный факт.

Между тем, среди политических организаций, созданных мусульманами Британской Индии, был и «Комитет сподвижников священной войны», членов которого причисляли к ваххабитам. Их штаб – квартира уже несколько десятилетий находилась в горном селении Чамарканд. В 1919 году в Кабул прибыл представитель ваххабитов Мохаммед Ясин, который вошел в контакт с сотрудниками советской дипломатической миссии. В то время советские полномочные представители (полпреды), направляемые в другие страны по линии Народного комиссариата иностранных дел, сочетали в своей деятельности посты начальника дипломатической миссии и уполномоченного Коминтерна. Впрочем это было неофициально, так как Коминтерн во многих зарубежных странах был запрещен как подрывная организация. Ясин из Кабула был направлен в Ташкент, где договорился с представителями Коминтерна о взаимодействии в проведении антианглийской пропаганды.

В декабре 1920 года первая партия агентов в количестве 7 человек из числа членов «Комитета сподвижников священной войны», которую снабдили оружием все те же структуры Коминтерна, была направлена в «зону племен» для ведения агитации и создания конспиративного центра. В их планы также входило создание коминтерновской типографии для печати и распространения среди населения революционной литературы.

Главной своей задачей первый советский полпред в Афганистане Я. Суриц и сменивший его в 1921 году знаменитый революционер Ф. Раскольников считали создание «антибританских» конспиративных центров, которые должны были координировать всю антибританскую деятельность на границе Афганистана и Северо-Западной провинции Британской Индии. Центры должны были функционировать под видом легальных культурно-просветительских организаций с типографией и школами. В задачи этих «учреждений культуры» входило как ведение агитации против англичан, так и выполнение роли перевалочных пунктов для агентуры, направлявшейся для нелегальной работы на территорию Британской Индии, а также «осуществление террора в Индии, если возникнет необходимость».

Без содействия «Комитета сподвижников священной войны» резидентуре Коминтерна было никак не обойтись, так как эта организация обладала авторитетом в «зоне племен». Предполагалось даже выделять Комитету субсидию в 1000 рупий ежемесячно. Однако размер этой субсидии афганцев не устроил, и они не дали резиденту Коминтерна возможность устроить в их родном Чамарканде комитет III Интернационала. Контакты с вахххабитами временно были заморожены, однако в феврале 1922 года председатель Комитета Фазл Илахи вновь прислал в Кабул Мохаммеда Ясина, который доставил Раскольникову письмо с пожеланием возобновить сотрудничество. Кроме этого письма Ясин передал советскому полпреду копию соглашения, заключенного в 1915 году «Комитетом сподвижников священной войны» с германским представителем в Кабуле. Оно должно было стать основой для выработки аналогичного соглашения с Коминтерном.

Постепенно с помощью ваххабитов Коминтерн стал налаживать антибританскую работу в зоне пуштунских племен. В 1922 году при их содействии удалось создать в «зоне племен» пять конспиративных центров, из которых самым важным был чамаркандский центр «Комитета сподвижников священной войны». Воодушевленный успехами исполком Коминтерна принял постановление о создании в «зоне племен» целой сети подпольных ячеек для активизации своей работы в районе границы Афганистана с Британской Индией. В Хайбарском проходе и Вазиристане с помощью ваххабитов удалось создать два комитета, финансировавшихся Коминтерном и выполнявшие его указания.

Крупным достижением в этой деятельности стало сотрудничество с лидером пуштунских племен горных момандов Турангзаем. Представителям Коминтерна было очевидно, что Турангзай не «клюет» на коммунистическую пропаганду, поэтому идеологическое оформление сотрудничества взяли на себя чамаркандские ваххабиты.

Однако реалии большой игры в Афганистане брали свое. Эмир Аманулла-хан нуждался в мире с Великобританией, ведущей державой того времени, и для этого был вынужден пресекать у себя в стране антианглийскую деятельность. Поэтому в 1922 году он под давлением Лондона выдворил из страны самых важных агентов Коминтерна и лиц, связанных с ними. С тех пор в национально-освободительной борьбе Афганистана открылась новая страница, связанная с тем, что пуштуны в «зоне племен» стали опираться исключительно на свои внутренние источники.

Что касается СССР, то вся активность на афганском направлении с середины 20-х годов перешла в руки советской военной разведки, чьи резиденты наблюдали за обстановкой в этой стране и свою работу с агентурой строили уже не на идеологических схемах, а на личной заинтересованности.

По материалам книги Юрия Тихонова «Афганская войн Сталина».

Автор: Хасан Насредтинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика