Впервые монарх Саудовской Аравии едет в Москву. Что этому предшествовало

Король Салман бен Абд аль-Азиз и президент Владимир Путин

Король Салман бен Абд аль-Азиз и президент Владимир Путин

Теги:

0
01 Октября 2017г. (10 Мухаррам)
Идет подготовка к историческому визиту короля Саудовской Аравии в Россию. Монарх Салман бен Абд аль-Азиз должен прибыть в Москву 4 октября.  В связи с этим ИА IslamNews предлагает краткий экскурс о взаимоотношениях между двумя странами.

Первым государством, официально объявившим о признании Королевства Саудовская Аравия, был Советский Союз, о чем советский консул в Джидде Карим Хакимов 16 февраля 1926 года письменно уведомил короля Абд аль-Азиза. В письме консул сообщал, что он по поручению своего правительства имеет честь уведомить его величество, что правительство Союза ССР, исходя из принципа самоопределения народов и глубоко уважая волю хиджазского народа, выразившуюся в избрании его своим королем, признает его величество королем Хиджаза, султаном Неджда и присоединенных областей. В письме было также сказано, что советское правительство считает себя в состоянии дипломатических отношений с правительством короля Абд аль-Азиза.

Большинство исследователей, изучавших историю советско-саудовских отношений, считает признание королевства Советским Союзом важнейшим историческим событием. Однако после отъезда советской дипломатической миссии из Джидды в 1938 г. отношения между двумя странами были прерваны. Некоторые ученые полагают, что лидер СССР И. В. Сталин решил отозвать советских представителей из Джидды, так как счел, что их работа там больше не нужна. Через несколько десятков лет Советскому Союзу пришлось дорого заплатить за это решение. Известный российский дипломат Владимир Поляков, отвечая на вопрос об ошибках советской политики на Аравийском полуострове, назвал отзыв дипмиссии из Джидды в 1938 г. грубейшей ошибкой.

В конце 40-х – начале 50-х годов СССР попытался восстановить дипломатические отношения с Эр-Риядом. Аналогичные попытки предпринимались советским руководством и в конце 50-х – начале 60-х годов (в то время Москва рассчитывала на закупку королевством советского оружия). Визит в СССР в сентябре 1962 г. губернатора Эр-Рияда принца Фахда ибн Фейсала ибн Фархана Аль Сауда и представителя Саудовской Аравии в ООН Ахмеда аш-Шукейри стал предвестником потепления в отношениях между Москвой и Эр-Риядом. Саудовская делегация, прибытие которой в СССР стало первым визитом представителей королевства после исторического визита в Советский Союз в 1932 г. государственного министра по иностранным делам Саудовской Аравии принца Фейсала[1], удостоилась самого теплого приема. Он завершился обедом, который глава СССР Н. С. Хрущев дал в честь саудовской делегации в своей летней резиденции в Сочи на берегу Черного моря. И хотя он не поверил слухам о том, будто саудовский монарх собирается закупить оружие советского производства, наблюдатели сделали вывод: советско-саудовские дипломатические отношения скоро будут восстановлены.

В конце 1964 г. советские руководители Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин направили королю Фейсалу поздравительную телеграмму по случаю его восшествия на престол Саудовской Аравии, а еженедельник «Новое время» опубликовал фотографию саудовского монарха и его краткую биографию, умолчав о напряженности в отношениях между Эр-Риядом и Москвой.

Однако король Фейсал не скрывал настороженного отношения к Советскому Союзу, на который он возлагал ответственность за поражение, нанесенное Израилем арабам в «шестидневной войне» 1967 г. Неприязнь короля Фейсала к СССР проистекала также из его убеждения в том, что коммунизм и сионизм – идейные братья, а потому оба они представляют опасность для арабского мира.

Кроме того, король Фейсал, глубоко приверженный исламским ценностям, порицал коммунизм за его антирелигиозную направленность. Еще в 1963 году, будучи премьер-министром, Фейсал заявил, что его страна не будет устанавливать с СССР и его сателлитами никаких отношений, так как их идеологическую и политическую доктрину для нее неприемлема.

Период с 1968 по 1973 гг. был наихудшим в отношениях между Советским Союзом и Саудовской Аравией. Причиной тому послужило обострение соперничества на юге Аравийского полуострова, где в 1967 г. было объявлено об образовании Народной Республики Южного Йемена, которая стала первой в регионе страной, установившей у себя коммунистический режим. Благодаря тесному сотрудничеству Москвы с южнойеменскими марксистами Аден стал базой советского флота в Индийском океане, что обеспечивало СССР контроль над стратегически важным регионом Африканского Рога. Расширение советского военного присутствия в арабском мире не могло не беспокоить короля Фейсала, усматривавшего в марксистской идеологии угрозу исламским ценностям. Осенью 1970 г., после смерти Гамаля Абдель Насера, он отправил в Каир Камаля Адхама[2] с поручением обсудить с новым президентом Египта Анваром Садатом вопрос об ограничении советского военного присутствия в этой стране. Тогда же стартовал процесс ослабления советского влияния в Египте, а в июле 1972 г. из страны были высланы советские солдаты и военные советники. Началось «выдавливание» Советского Союза из ближневосточного региона, в результате чего влияние там Москвы свелось к минимуму.

Впрочем, прилагая усилия к сокращению советского военного присутствия и ведя борьбу против марксистской идеологии, которую он считал разрушительной для арабского мира, король Фейсал ценил роль Москвы на международной арене и не исключал возможности обращения за помощью к СССР как противовесу Западу, если в этом будет необходимость. Такая необходимость возникла осенью 1973 г., когда арабские нефтедобывающие страны во главе с Саудовской Аравией наложили эмбарго на поставки нефти в страны, вставшие на сторону Израиля, бросив тем самым вызов США и другим ведущим западным государствам. Помимо политических соображений, позиция советского руководства определялась также тем, что эмбарго на экспорт нефти был выгоден Москве: после повышения цен на «черное золото» оно стало для СССР важным источником пополнения его бюджета.

В ноябре 1973 г. король Фейсал сделал неожиданный жест в сторону Москвы. Традиционно советские руководители, независимо от состояния отношений между двумя странами, ежегодно направляли поздравительную телеграмму саудовскому монарху по случаю национального праздника 23 сентября, на что тот отвечал благодарственной телеграммой. На этот раз произошла неожиданность: 3 ноября 1973 г. король Фейсал направил председателю президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному поздравительную телеграмму по случаю 56-летия Октябрьской революции. Появилась информация, что король намерен посетить Москву с официальным визитом.

После смерти короля Фейсала слухи о скорой нормализации саудовско-советских отношений еще больше оживились. 11 мая 1975 г. в интервью британской газете «Санди таймс» новый саудовский монарх, король Халед, заявил, что он считает Советский Союз великой державой, которая играет большую и важную роль в борьбе за прекращение арабо-израильского конфликта. Наследный принц Фахд, занимавший в то время пост заместителя премьер-министра королевства, пошел еще дальше: 10 августа 1975 г. в интервью египетскому еженедельнику «Роз аль-Юсеф» он заявил, что не прочь рассмотреть возможность установления дипломатических отношений с Советским Союзом и другими странами коммунистического блока. Еще одна возможность для советско-саудовского сближения появилась в 1978 г., когда на Багдадском саммите Лиги арабских государств Саудовская Аравия объявила о присоединении к арабским странам, осудившим кэмп-дэвидские соглашения между Египтом, Израилем и США.

Казалось, до установления дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией остался всего один шаг. Однако с вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. эта надежда рухнула. В крупнейшей локальной войне второй половины ХХ века, войне, в которой Советский Союз понес тяжелейшие потери, Москва и Эр-Рияд оказались в разных окопах.

В 80-е годы афганские события оставались главным препятствием на пути нормализации двусторонних отношений. Тем не менее, в 1988 г. Москва начала переговоры по поиску путей урегулирования ситуации в Афганистане. 29 января 1988 г. между сторонами состоялся обмен мнениями по Афганистану: для этого в Москву на встречу со своим советским коллегой Э. А. Шеварднадзе приехал министр иностранных дел королевства принц Сауд аль-Фейсал. Вслед за этим в Саудовскую Аравию прибыл начальник Управления стран Ближнего Востока МИД СССР Владимир Поляков – первый советский представитель, посетивший королевство за минувшие пятьдесят лет. Саудовская сторона организовала советской делегации во главе с Ю. М. Воронцовым встречу с представителями моджахедов, которая состоялась в декабре 1988 года в Эт-Таифе. Принимая советскую делегацию, король Фахд приветствовал стремление СССР к достижению спокойствия в Афганистане и обещал продолжить усилия по урегулированию афганского кризиса.

Вывод советских войск из Афганистана 18 февраля 1989 г. создал условия для восстановления дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Советским Союзом. Способствовали этому и перемены, произошедшие в СССР за годы правления М. С. Горбачева, который, возглавив страну в 1985 г., взял курс на перестройку всех отраслей жизни страны. Однако для восстановления советско-саудовских отношений, прерванных в конце 30-х годов, был нужен мощный импульс. Таким импульсом стал международный кризис, вызванный вторжением Ирака в Кувейт 2 августа 1990 г.

С первых дней кризиса Советский Союз стоял на стороне жертвы агрессии. В заявлении МИД СССР от 9 августа говорилось, что Советский Союз поддерживает Кувейт в его стремлении отстоять свой суверенитет, независимость и территориальную целостность. В тот же день советский представитель в Совете Безопасности ООН проголосовал за принятие резолюции 662, осудившей аннексию Ираком Кувейта. Несмотря на дружественные отношения с Ираком, Советский Союз решительно осудил агрессию и выразил готовность к сотрудничеству с международным сообществом в разрешении кризиса. В этой ситуации отсутствие отношений между СССР и Саудовской Аравией утрачивало всякий смысл, и саудовское руководство пришло к выводу, что Москва является «недостающим звеном», без которого невозможно выстроить надежную систему безопасности в регионе Залива.

Обеим странам предстояло преодолеть наследие «холодной войны», породившей между ними взаимное отторжение, последним поводом к которому послужило советское вмешательство в Афганистане. Позиция, занятая СССР в 1991 г. в отношении первой иракской войны, и встречи министра иностранных дел королевства принца Сауда аль-Фейсала с кремлевскими руководителями способствовали потеплению между двумя странами. В итоге в 1991 г. Москва и Эр-Рияд восстановили дипломатические отношения и обменялись диппредставительствами.

[1] В 1964–1975 гг. – король Саудовской Аравии.

[2] Основатель и директор саудовской Службы общей разведки в 1965–1979 гг.

Автор: Маджед Турки

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика