Рабочие руки Кремля

Россия и Узбекистан договорились об «амнистии» 158 тысячам узбекских граждан, которым был запрещен въезд в нашу страну. Ранее сообщалось об организации челночных маршрутов поездов, которые будут доставлять иностранную рабочую силу непосредственно к месту работы в Россию.

Налицо явная заинтересованность российского руководства в привлечении рабочих из ближнего зарубежья. Инфраструктурные проекты: создание больших агломераций и строительство стратегических автомобильных дорог, которые должны связать Европу и Азию через территорию России, требуют огромного количества рабочих рук.

Во времена СССР существовала подобная проблема и решалась она путем привлечения к тяжелым работам узников исправительно-трудовых колоний и военнослужащих Советской Армии. Это наглядно продемонстрировала эпопея с Байкало-Амурской магистралью. Несмотря на попытки советской пропаганды представить БАМ всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на деле он был построен бесплатным трудом преимущественно вышеупомянутых категорий.

Гораздо меньше было тех, кто ехал «на Север» за «длинным рублем». Суровый климат, отсутствие элементарных удобств, клещевой энцефалит не вызывали у подавляющего большинства советских работяг охоты «ехать за туманом и за запахом тайги».

В современной демократической России проблема перераспределения трудовых ресурсов сталкивается кроме крайне низкой их мобильности еще и с диспропорцией в развитии территорий: вдруг оказалось, что за 30 лет строительства капитализма 30% населения страны о сосредоточились в 16 городах-миллионниках, а огромные территории за их пределами буквально опустели. Из деревень, расположенных в зоне рискованного земледелия, молодежь после развала последних колхозов бежала в крупные мегаполисы, ибо там была работа и платили деньги. Свою роль сыграла и продолжающаяся депопуляция, или, проще говоря, снижение численности населения, прежде всего, трудоспособного возраста.

Россия – далеко не первая и не последняя страна, столкнувшаяся с проблемой нехватки рабочей силы и поэтому прибегшая к привлечению ее из-за рубежа. Бесконечные стенания «радеющих за русский народ» о том, что, дескать, надо платить своим хорошую зарплату и тогда не понадобятся гастарбайтеры, разбиваются о реальность. В России существует четкое разделение на «престижный» и «непрестижный» труд. Престижными считаются в основном офисные должности и в меньшей степени рабочие профессии, требующие высокой квалификации и предварительного обучения, а, следовательно, не доступные для тех, кто не имеет соответствующего профессионального образования. Труд в строительной отрасли и ЖКХ в советские времена был крайне непрестижным, а сейчас и подавно мало найдется желающих гробить свое здоровье на строительной площадке, да еще в случае дорожного, железнодорожного и инфраструктурного строительства вдали от родного дома и благ цивилизации. Тем более, что никаких «длинных рублей», судя по всему, строительные подрядчики платить не собираются.

Как считает директор Института нового общества Василий Колташов в данной ситуации фактически возникла конкуренция за дешевые трудовые ресурсы с... Китаем, который заинтересован в реализации своих инфраструктурных проектов, но у же на территории Центральной Азии. Мигранты теперь могут на родине заработать сопоставимые с российскими, деньги, тем более что в результате экономического кризиса, в котором Россия находится с 2014 года, экономическая привлекательность нашей страны для мигрантов последовательно снижается. Простой пример: если до 2014 года 30 тысяч рублей соответствовали по курсу 1000 долларов, то сейчас эта сумма равняется лишь 400 долларам.

Не последнюю роль здесь играет и совершенно бесправное положение мигрантов, ведь в отношении их фактически не соблюдаются нормы российского законодательства. Мигранты являются «питательной средой» для разного рода чиновников в погонах и без, которые, эксплуатируя их нахождение в «серой зоне», решают свои личные финансовые задачи.

Колташов считает, что российские власти заинтересованы в привлечении мигрантов и поэтому они будут вынуждены идти по пути улучшения условий труда и пребывания иностранных гастарбайтеров. В полемическом запале лидеры националистов заявляют: «Обходитесь без такси, «Яндекс-еды» и сократите организации ЖКХ», прямо указывая на те сферы, где труд мигрантов наиболее заметен в большом городе. При этом даже националисты, ратующие за этническую составляющую, признают, что труд гастарбайтеров эффективней по многим показателям, чем труд местных. Впрочем, хорошо известно, что «культурно близкие» жители славянских стран, которых призывают приехать в Россию и дают им российское гражданство, теперь предпочитают ездить в Европу, где условия труда лучше и оплата выше. Между прочим сама Европа своим экономическим рывком обязана труду «гостей-рабочих» из стран третьего мира.

Таким образом, мигранты на деле становятся той активной экономической силой, с помощью которой развивается страна, закрывая потребность в рабочих руках путем привлечения гастрабайтеров. Здесь однако ничего не поделаешь – капитализм!

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика