Адыгея привезла в Казань предметы вооружения

«Эволюция вооружения адыгского воина от древности до нового времени» – такое название получила новая выставка, открывшаяся в стенах Музея Пушечного двора Музея-заповедника «Казанский Кремль». Экспонаты представлены Национальным музеем Республики Адыгея.

«Благодаря Национальному музею Республики Адыгея у нас есть возможность познакомиться с самобытной и уникальной культурой адыгского народа. Замечательно, когда есть юбилейные даты: с одной стороны, в этом году мы отмечаем 100-летие государственности Республики Адыгея, и в этот же 2022 год, Год культурного наследия народов России, выставка приехала к нам. Это очень символично: образовался мост между нашими культурами, регионами и народами», – уверена заместитель директора Музея-заповедника «Казанский Кремль» по научной работе Светлана Коновалова.

Экспозиция, пожалуй, удовлетворит даже самого требовательного зрителя – на выставке представлено более 200 экспонатов, среди которых можно найти элементы экипировки адыгского воина и конского снаряжения, холодное и огнестрельное оружие разных археологических эпох и исторических периодов с VIII в. до н.э. до XXI в. н.э.

Предметы археологической коллекции – боевые топоры, наконечники копий и стрел, мечи, кинжалы, украшения конской сбруи и детали экипировки – показывают эволюцию военного снаряжения адыгов от раннего железного века до позднего средневековья. В этнографическом разделе выставки можно ознакомиться с сохранившимися образцами защитного вооружения, метательного и огнестрельного оружия XVIII-XXI вв.

По словам заместителя директора Национального музея Республики Адыгея и куратора проекта Нальмес Шовгеновой, территория расселения адыгов – так называемый «золотой мост» между Европой и Азией. Такое географическое положение способствовало тому, что адыгам (черкесам) всегда было необходимо защищать свою территорию от кочевников. «Так, на протяжении многих веков формировалась традиция воинственности, складывался образ воина-адыга, рыцаря и всадника», – подчеркнула Шовгенова.

В целом же оружие и экипировка черкесского воина были многообразным и совершенным. Если мы обратимся к Средневековью, то можем узнать, что тогда кавалерия, состоящая из черкесов, носила шлемы, металлические налокотники, кольчужные перчатки, кольчуги и черкесские кольчужные панцири. Интересно, что всё это защитное вооружение было настолько филигранным в исполнении, что панцирь в свёрнутом виде умещался на ладони, но при этом отличался высокой прочностью.

Черкесские мастера, пожалуй, единственные, кто смогли в одном оружии воплотить колющие и рубящие свойства. Речь идёт о черкесской сабле «джатэ». Появилась она примерно в XV в. и длина достигала 120 см. Рукоять сабли часто обтягивалась акульей кожей, а клинок плавно изгибался и заканчивался 25-30 сантиметровым ровным штыком.

Среди вооружения черкесов были также популярны луки и стрелы, при этом до определённого времени категорически отсутствовало любое огнестрельное оружие.

Между прочим, именно адыги создали всемирно известный вид холодного оружия – шашку, которое сегодня признано самым быстрым длинноклинковым оружием. Рукоять из ножен вынимается одним поворотом кисти с одновременным выхватыванием и ударом.

Почему адыги никогда не снимают папаху?

Традиционный костюм мужчин включал в себя бешмет, который мог служить и нательной рубахой и верхней одеждой. По словам старшего научного сотрудника отдела этнографии Национального музея Республики Адыгея Ирины Сихаджокк, в бешмете адыги могли находиться дома.

«Неотъемлемая часть мужского костюма – газыри, в которых хранили порох, а с двух сторон к ним пришивались кармашки. В каждом газыре было столько пороха, сколько нужно для заряда. Последний из газырей предназначался для походной пищи. Сейчас же это больше декоративный элемент», – пояснила Ирина Сихаджокк в рамках лекции, посвящённой традиционной одежде адыгского народа.

Конечно, каждый костюм обязательно закреплялся поясом, который черкесам заменял карманы. Значение пояса в культуре было настолько велико, что мужчина нигде не появлялся без пояса, неподпоясанный не мог зайти в гости или появляться в общественных местах. К поясу прикреплялись все необходимые для путника, воина предметы. На поясе обязательно висел кинжал. Зачастую это было не только холодное оружие, но и часть национального костюма.

Голову черкесского мужчины венчала папаха. Интересно, что, как и в случае с поясом, черкесский мужчина никогда не снимал папаху с головы. Более того, сбить шапку у адыга означает вызвать кровную месть. В народе даже бытует поговорка: «Если не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой».

«Когда мы говорим о верхней одежде, обязательно стоит упомянуть о бурке. У наездника она была более длинная, чтобы защищать от сырости и дождя не только самого наездника, но и оружие», – пояснила Ирины Сихаджокк.

Не менее интересно и женское облачение. В основе его – сай, распашное платье из бархата или плотного шёлка, которое ниспадало до самого пола. Обычно такие платья были чёрного и тёмно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зелёные и фиолетовые. Платье обильно украшалось золотым и серебряным шитьём с вкраплением драгоценных металлов. Узоры располагались на подоле, груди и рукавах. Особое распространение получил растительный орнамент с добавлением геометрических фигур, часто можно было заметить элементы, относящиеся к зооморфному стилю.

«По женскому платью можно было легко угадать, замужем ли девушка или ещё свободна. К примеру, до замужества девушка носила корсет из сафьяновой кожи, с помощью которого и формировалась такая тонкая, осиная талия. В первую брачную ночь новоиспечённый муж должен был с помощью кинжала разрубить шнуровку корсета. А после рождения первого ребёнка свёкр дарил молодой матери платок, в котором она и ходила. До замужества же девушки, как правило, на голове носили специальные шапочки», – рассказала лектор.

Под платье девушки надевали длинную тонкую шёлковую рубаху и поверх короткий кафтан. Верх кафтанчика украшали серебряными застежками, а низ, который виднелся между расходящимися полами платья, – вышивкой или галунами. Со временем кафтан ушёл в прошлое, а его место занял плотный нагрудник, на который мастерица нашивала порядка 16 пар застёжек с литыми серебряными петлями, которые спускались от стоячего ворота к поясу. Нагрудник такой имел две функции – утилитарную (застёжки) и сакральную (защита от дурного глаза).

Кто хоть раз видел облачение адыгской девушки, обязательно обратил внимание на длину рукава. Раньше рукав традиционного платья разрезали либо до плеча, либо до локтя, и он свободно свисал вдоль руки, закрывая кисть. Позднее появился другой вид рукава: он начинался чуть ниже плеча и постепенно переходил в закруглённую лопасть, которая могла доходить до подола платья. Уже в конце ХIХ века такие украшенные «лопасти» стали самостоятельным элементом костюма, называемым нарукавными подвесками. С двух сторон к нагруднику ещё пришивались шумящие подвески – бубенчики, которые тоже обильно украшались. Не обходился образ и без амулетницы, в которую помещались суры из Корана.

Подпоясывалось это всё поясом-пряжкой, который состоял из цельных повторяющихся звеньев. Ввиду дороговизны пояса, как правило, он передавался в семье по наследству. Завершали наряд изящные туфельки красного или чёрного цвета.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Контекстные материалы

Яндекс.Метрика