Действительно ли что-то не так с «Исламским законом»

До сих пор я ставил «Исламский закон» в кавычки, потому что прежде чем утверждать, что он приносит справедливость, милосердие, развитие и т.д., следует определить, что же я подразумеваю под «Исламским законом». Эта дефиниция также важна для того, чтобы понять, действительно ли что-то не так с «Исламским законом».

Но чтобы ответить на выше поставленный вопрос, сейчас мне хотелось бы разграничить три разных значения общего термина «Исламский закон».

  1. Шариат: Откровение, которое получил и воплотил его послание и миссию в жизни Пророка Мухаммад, то есть Коран и Пророческая традиция.
  2. Фикх: Совокупность правовых мнений, данных различными правоведами из разных школ мысли в отношении применения шариата (выше) к различным жизненным ситуациям на протяжении последних четырнадцати веков.
  3. Фетва: Применение шариата и фикха (выше) в повседневной жизни мусульманина.

Мой ответ на поставленный ранее вопрос (действительно ли что-то не так с «Исламским законом»?) таков:

  • Если под «Исламским законом» вы подразумеваете шариат, то есть откровение, данное Мухаммаду, которое он усвоил, применил в своей жизни и прошел долгий путь, обучая ему своих сподвижников и весь мир – тогда ответ таков: Нет. В «Исламском законе» нет никакой проблемы. Это образ жизни, несущий справедливость, милосердие, мудрость и добро, как говорил Ибн аль-Кайим.
  • Если говоря об «Исламском законе», вы имеете в виду фикх, т. е. все богатство наследия исламских правовых школ, то ответ также: Нет. Нет ничего неправильного в правовых суждениях ученых, вынесенных для их среды и эпохи. Это правда, что некоторые ученые допускали ошибки и/или заняли спорные позиции по тем или иным вопросам. Однако такова природа исследований в области права. Во все времена роль ученых заключалась в том, чтобы исправлять друг друга и участвовать в продолжающихся дебатах.
  • Но если под «Исламским законом» подразумевать фетву, то ответ: В зависимости от того, как выводилась фетва! Некоторые фетвы являются проявлением ислама и его нравственных ценностей, в то время как иные – просто неправильные и неисламские. Если фетву дословно скопировать из какой-либо классической книги по исламскому праву, то она вполне может быть непригодной, поскольку с большой долей вероятности она обращена к другому социуму с отличными от современных обстоятельствами. Если фетва основывается на неоднозначной интерпретации текстов с целью служить политическим интересам сильных мира сего, то она ошибочна и противоречит исламу. Если фетва разрешает людям совершать несправедливые, дискриминационные, вредные, аморальные действия, то, даже будучи основанной на каком бы то ни было «толковании», она ошибочная и неисламская. В случае же, когда фетва основана на достоверных исламских источниках, обеспечивает благополучие и подтверждает основные ценности/цели Исламского права (по-арабски, макасид аш-шари’а), то она правильная и действительная.

Джассер Ауда,

профессор, доктор наук философии исламского права

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 16 Ноября 2022г.
Ответить

По второму пункту полная ерунда. Если третий пункт не признавать то и второй ничем от него не отличается.

Яндекс.Метрика