До сих пор я ставил «Исламский закон» в кавычки, потому что прежде чем утверждать, что он приносит справедливость, милосердие, развитие и т.д., следует определить, что же я подразумеваю под «Исламским законом». Эта дефиниция также важна для того, чтобы понять, действительно ли что-то не так с «Исламским законом».
Но чтобы ответить на выше поставленный вопрос, сейчас мне хотелось бы разграничить три разных значения общего термина «Исламский закон».
- Шариат: Откровение, которое получил и воплотил его послание и миссию в жизни Пророка Мухаммад, то есть Коран и Пророческая традиция.
- Фикх: Совокупность правовых мнений, данных различными правоведами из разных школ мысли в отношении применения шариата (выше) к различным жизненным ситуациям на протяжении последних четырнадцати веков.
- Фетва: Применение шариата и фикха (выше) в повседневной жизни мусульманина.
Мой ответ на поставленный ранее вопрос (действительно ли что-то не так с «Исламским законом»?) таков:
- Если под «Исламским законом» вы подразумеваете шариат, то есть откровение, данное Мухаммаду, которое он усвоил, применил в своей жизни и прошел долгий путь, обучая ему своих сподвижников и весь мир – тогда ответ таков: Нет. В «Исламском законе» нет никакой проблемы. Это образ жизни, несущий справедливость, милосердие, мудрость и добро, как говорил Ибн аль-Кайим.
- Если говоря об «Исламском законе», вы имеете в виду фикх, т. е. все богатство наследия исламских правовых школ, то ответ также: Нет. Нет ничего неправильного в правовых суждениях ученых, вынесенных для их среды и эпохи. Это правда, что некоторые ученые допускали ошибки и/или заняли спорные позиции по тем или иным вопросам. Однако такова природа исследований в области права. Во все времена роль ученых заключалась в том, чтобы исправлять друг друга и участвовать в продолжающихся дебатах.
- Но если под «Исламским законом» подразумевать фетву, то ответ: В зависимости от того, как выводилась фетва! Некоторые фетвы являются проявлением ислама и его нравственных ценностей, в то время как иные – просто неправильные и неисламские. Если фетву дословно скопировать из какой-либо классической книги по исламскому праву, то она вполне может быть непригодной, поскольку с большой долей вероятности она обращена к другому социуму с отличными от современных обстоятельствами. Если фетва основывается на неоднозначной интерпретации текстов с целью служить политическим интересам сильных мира сего, то она ошибочна и противоречит исламу. Если фетва разрешает людям совершать несправедливые, дискриминационные, вредные, аморальные действия, то, даже будучи основанной на каком бы то ни было «толковании», она ошибочная и неисламская. В случае же, когда фетва основана на достоверных исламских источниках, обеспечивает благополучие и подтверждает основные ценности/цели Исламского права (по-арабски, макасид аш-шари’а), то она правильная и действительная.
Джассер Ауда,
профессор, доктор наук философии исламского права
Ответить
По второму пункту полная ерунда. Если третий пункт не признавать то и второй ничем от него не отличается.