Кто создал нынешние государства Центральной Азии

В среде разномастных национал-патриотов постсоветского пространства вот уже без малого 30 лет идет дискуссия о том, кто дал государственность народам Центральной Азии. И если начиналось все с дискуссии об их «постколониальном» статусе, то теперь дискурс развернулся в другую сторону. Стали «общим местом» утверждения о том, что за обретением государственности еще в 20-х годах прошлого века в нынешних постнациональных республиках стоял местный образованный класс.

Стоит отметить, что идеи о национальных идентичностях не разделялись большинством населения Центральной Азии. Здесь уже существовало разделение по племенам, родам и конфессиям. Были уже и свои государства с многовековой историей – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства.

Поборниками национально-территориального разделения преимущественно выступали дети бухарских купцов, получившие образование в Стамбуле. Они восприняли в большинстве своем новомодные идеи «нацбилдинга», которые проповедовал известный просветитель Исмаил Гаспринский, и причисляли себя к джадидистам, как и сторонники новых методов обучения из Поволжья. Соответственно их можно было назвать тюркскими националистами, и именно они пошли на сотрудничество с большевиками в деле устройства новой жизни.

Самым активным образом им помогали все те же татарские и башкирские джадиды, которые поддержали большевиков, обещавших нерусским народам национальное самоопределение «вплоть до отделения» от России. Об этом говорится, в частности, в мемуарах небезызвестного Заки Валиди, который был свидетелем разнообразных процессов, протекавших в 1918-20 годах в Туркестане.

Изначально Советская власть была установлена на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (Туркестанская Автономная советская республика), Хивинского и Бухарского ханств (соответственно Хивинская и Бухарская народные советские республики). Их население официально именовалось мусульманским и тюркским. Например, в резолюции и постановлениях I съезда Коммунистической партии Туркреспублики о партийной работе среди мусульманского пролетариата отмечается: «Для привлечения широких мусульманских масс к строительству новой жизни, признания языка местного населения, преобладающего по всей республике – тюркского государственным, наряду с русским».

Напряжения и беспокойства большевикам добавил «Проект положения Туркестанской Автономной Советской Республики Российской Социалистической Федерации», представленный в ЦК РКП(б) 23 мая 1920 года Туркестанской делегацией в составе Турара Рыскулова и Файзуллы Ходжаева. В нем предлагалось создание единого, самостоятельного, независимого тюркского государства, на основе объединения всех тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.

Такого советы допустить не могли и вождь большевиков В. И. Ленин выдвинул встречное предложение: «Поручить составить карту (этнографическую и пр.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению. Детально выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей», а также «предоставить национальным группам Туркестана возможность организовываться в автономные республики, а национальным меньшинствам, в коммуны. На ТуркЦИК возлагается обязанность созвать съезд Советов узбекских, киргизских, туркменских трудящихся для окончательного разрешения вопроса об организационных формах их существования». То есть фактически разделить между националистами Среднюю Азию.

Практически сразу начались конфликты по поводу того, какую территорию считать принадлежащей тому или иному народу. В партийных и советских органах возникли группировки по национальному принципу, которые вели агитацию среди родственных народов и племен за включение отдельных территорий в состав той или иной республики. Узбеки называют Файзуллу Ходжаева, Абдурауфа Фитрата, Абдурахима Хаджибаева, Абдулло Рахимбаева, Абдукодира Мухитдинова чуть ли не «отцами-основателями» современного Узбекистана. Таджики в ответ говорят, что все они были по документам – узбеками, по происхождению – таджиками, и заявляют о том, что их «обделили» по результатам национально-территориального размежевания в Средней Азии.

В свою очередь казахи считали Ташкент своим городом, и, как говорил их предводитель, член бюро Центрального комитета Туркестанской ВКП (б) Султанбек Ходжанов (Кожанов): «Должен принадлежать киргизам (казахам), так как большинство населения Ташкентской области составляют киргизы (казахи), в силу того, что город фактически был создан и расширен за счет эксплуатации сельского населения киргизской (казахской) национальности».

В декабре 1922 года был образован СССР. Для вхождения в состав новой страны было необходимо создать в Средней Азии республики по национально-территориальному признаку. Руководило всем этим процессом Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б) – верховный орган ЦК ВКП(б) в Средней Азии. Основной функцией бюро было создание и руководство компартиями Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республик, а после образования в 1924 году Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР и Киргизской (Казахской) ССР – партийное и государственное строительство в этих республиках.

Здесь надо упомянуть о том, что еще в 1917 году практически сразу после революции в Средней Азии возникло и организационно оформилось басмаческое движение, которое выступало как против Советской власти, так и против власти среднеазиатских джадидов, которых сами басмачи рассматривали как развращенных западным образованием байских сынков, выступивших против многовековых традиций и религии.

В ходе Гражданской войны Красная армия заняла всю территорию Средней Азии и активно боролась с басмачами. Без поддержки советских штыков власть среднеазиатских джадидистов долго бы не продержалась. Таким образом расклад на национальные республики утвердил и провел в жизнь не кто иной как «великий» Ленин и наверное, не менее «великий» для среднеазиатских коммунистов руководитель Средазбюро ЦК ВКП(б) Ян Эрнестович Рудзутак.

Поэтому если что и можно приписать в заслугу среднеазиатским джадидам, то это – разрушение древних центров государственности в Средней Азии – Бухарского и Хивинского ханств, на которое в свое время не решились царские власти.
А уж создание новых национальных государств, которые существуют до сих пор и руководители которых уже стараются не вспоминать о советском прошлом и ищут корни своей легитимности аж в державе Тимуридов – целиком и полностью заслуга большевиков, опиравшихся на штыки товарища Фрунзе.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абдулла 21 Ноября
Ответить

Рабы кремля мечтают опустить тех кого Аллах одарил свободой. Вы манкурты и рабы путина. Шакалы!

Ескендір 22 Ноября
Ответить

Вы, россияне, опять начали свои имперские "игры"??? Поражение в Украине, санкции, быть изгоем в мире - вам не урок? Или эта статья ваш ответ президенту Таджикистана? Вы полностью изолированы от внешнего мира, единственный путь выхода - Средняя Азия, мы пока ваши друзья. Но вы опять хотите поссориться с нами...

Яндекс.Метрика