Иван Грозный вынашивал планы унии ради победы над татарами

Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»

Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»

Теги:

1
17 Февраля 2022г. (15 Раджаб)

Несомненно, что великие князья, а затем и цари московские прилагали максимум усилий для победы над постордынскими государствами, образовавшимися в Великой Степи после развала Золотой Орды. Насколько далеко они могли зайти в этих усилиях?

Еще в 1955 году советский историк Иван Полосин, изучая документы Московского великого княжества 40-50-х годов, коснулся темы миссии немецкого купца Ганса Шлитте, который по поручению Ивана Грозного вербовал в Европе технических и военных специалистов для службы московскому государю. Он предположил, что Шлитте был «полуофициальным агентом» Ивана IV, выполнявшим, помимо вербовки специалистов, политическую миссию. В то время, однако, не удалось найти документов, которые бы подтверждали это.

Однако уже в 2019 году в №3 научного журнала «Древняя Русь. Вопросы медеевистики» была опубликована статья немецкого исследователя Райнхарда Фрёчнера, обнаружившего в немецких и австрийских архивах документы, касающиеся неофициальной политической части миссии Шлитте.

Из них следует, что Шлитте имел контакты как при дворе Императора Священной Римской империи (Австрии) так и со «Святым Престолом» (римским Папой) и поддерживал церковную унию. Он информировал рейхстаг о принципиальной готовности Ивана IV обсуждать этот вопрос. Фрёчнер цитирует: «Когда на проходившем недавно рейхстаге в Аугсбурге некий Ганс Шлитте, рожденный в Госларе, представился московским посланником и наряду с другими важными предложениями объявил, что великий московский князь и король всея Руси имеет намерение примкнуть к нашей святой христианской религии и объединиться с латинской церковью, его Римское Императорское Величество, которые больше всего желают, чтобы все люди на земле приняли нашу истинную святую веру и примкнули к нашей святой христианской церкви, с радостью приняли это известие».

Эта уния, по замыслу австрийского императора и Папы римского должна была послужить средством объединения всех христианских держав в борьбе против Османской империи. Как вновь цитирует Фрёчнер: «и мой [...] милостивейший государь [...] надеялись, [...] что это должно прежде всего служить распространению святой христианской веры, [...] противодействию ужасному врагу, турку и его магометанской вере, а также дружбе и, возможно, заключению вечного союза между Вашим Императорским Величеством, Священной Римской империей и всеми сословиями и моим милостивейшим государем, великим князем, как именно я тогда передал от моего упомянутого выше милостивейшего государя [...]».

Из этого немецкий исследователь делает вывод, что в своем противостоянии с постордынскими государствами Иван IV был готов сблизиться с ведущими европейскими державами и даже Папой римским для того, чтобы они связали войной Османскую империю, которая поддерживала Крымское ханство, и оставили его и реализуемый им политический проект воссоздания Золотой Орды без военной поддержки. Кроме этого Грозный надеялся, что европейцы, позволив вербовку технических и военных специалистов, помогут ему укрепить и модернизировать армию.

По предположению Фрёчнера, австрийский император Карл V признал Ивана IV «императором всея Руси», то есть равным по статусу европейским королям, что открывало дорогу для дальнейшего сотрудничества между монархами.

Историк Виталий Пенской в поддержку этой версии высказал предположение, что автором идеи обращения к европейским владыкам был новгородский архиепископ, а ныне Митрополит Макарий, входивший в ближний круг советников Ивана IV, у которого через Ливонию были налажены устойчивые связи с немцами, в частности, с финансовым домом Фуггеров в Антверпене.

Пенский предположил, что в ходе переговоров созрела идея отправки русских войск на помощь австрийцам против турок, а также найма военных и технических специалистов на Западе для модернизации московского войска по европейскому образцу (отметим, что эта идея была реализована в 17-18 веках царем Алексеем Михайловичем и его сыном Петром I).

Однако, в соответствии с историческими выкладками Пенского, союз между Иваном IV и европейскими странами не состоялся, так как Москва самостоятельно решила «постордынскую» проблему, взяв под контроль бывшие территории Золотой Орды. Тем не менее, информация об этом союзе могла быть известна султану Сулейману, и, согласно Пенскому, это могло привести к отказу Сулеймана от помощи Крыму и Казани, чтобы не провоцировать создание антиосманского военно-политического союза с участием Москвы.

Таким образом можно сказать, что Иван IV, будущий Грозный, затеял многоходовую политическую комбинацию, вплоть до подписания религиозной унии с католиками, которая в итоге помогла ему одержать победу в противостоянии с Великой Степью.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

NOHCH 17 Февраля 2022г.
Ответить

обычная русская многоходовка, как и перед началом второй мировой, как лохов западников лоханули

Яндекс.Метрика