Традиционные ценности в стиле Холодной войны

Общественные обсуждения «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» завершатся 4 февраля. Проект документа был разработан министерством культуры в соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной указом президента. «Основы» должны вступить в силу в мае этого года после утверждения главой государства, сообщает «Независимая газета».

Несмотря на то, что большинство людей воспринимают духовно-нравственные ценности как производное религии, авторы документа не опираются ни на какое из религиозных учений.

В проекте есть упоминание государствообразующей роли русского народа, однако оно включено в декларацию единства многонациональной России. Также говорится о важности сохранения межконфессионального согласия. При этом российские ценности выводятся из универсальных общечеловеческих представлений о добре и зле, таких, какими они видятся авторам проекта. Сперва может показаться, что в документе нашла воплощение концепция, согласно которой Россия не противостоит остальному миру, но служит миссии сохранения консервативных ценностей в общепланетарном масштабе.

Однако в «Основах» существует и конфронтационный момент. Он состоит в том, что, коллективный Запад стремится повсеместно насаждать «культ эгоизма» и материализма. Таким образом, в «Основах» нашел свое отражение отголосок Холодной войны.

«Основы» вводят некоторые понятия, точное определение которых вызывало споры ученых на протяжении многих лет. «Традиционные ценности – это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России», – говорится в документе. «К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Мессианские представления авторов документа проистекают из убеждения, что Россия стоит «перед лицом глобального ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов». Но мессианство это – не религиозного, а политического свойства.

В тексте документа можно найти единственный отсыл к собственно духовным сообществам. Среди множества государственных задач упоминается «поддержка участия религиозных организаций традиционных конфессий в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей». Получается, что религиозным организациям отводится вспомогательная роль, они должны находиться под покровительством государства и подчиняться ему.

Почему религиям в концепции госполитики в духовно-нравственной сфере отводится такая скромная роль?

Возможно, некоторые особенности религиозных воззрений могут войти в противоречие с обязанностью государства обеспечить внутреннее единство и развитие общества.

В документе говорится о тысячелетнем наследии разных народов России. Не всегда народы существовали вместе, часто они резко отличались друг от друга укладом жизни, эти различия отчетливо прослеживаются и сейчас. К примеру мусульмане или славяне-язычники практикуют многоженство, а в проекте говорится о поддержке традиционной семьи как союза мужчины и женщины. Также существовали и существуют по сей день различные традиции погребения и почитания предков. Сложно себе представить распространение по всей территории России традиции сверять планы на наступающий год с прогнозами астрологов, что совершенно естественно для буддийской традиции в некоторых сибирских регионах. Между тем в тексте говорится о едином культурном пространстве страны и не упоминается о региональных особенностях.

Традиционные ценности в документе были явно подогнаны под задачи госполитики. К примеру, стране необходимо увеличение рождаемости, поэтому документ поддерживает семейный союз и выступает против ЛГБТ, а также крайних проявлений феминизма. Тот факт, что самая что ни на есть традиционная Русская православная церковь пропагандирует монашество, которое подразумевает отказ от продолжения рода, благополучно умалчивается в документе.

С другой стороны, в «Основах» утверждается, что «угрозу традиционным ценностям несет деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций». Между тем, многие религиозные течения западного происхождения исповедуют крайне консервативные убеждения в области семейных отношений и распространяют их в России. К примеру, американские протестанты выступают против прелюбодеяния и абортов.

Вместе с тем авторы проекта утверждают, что «идеологическое и психологическое воздействие на граждан России ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включающей в себя культ эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, продолжения рода, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру». «Активность проводников деструктивной идеологии объективно противоречит национальным интересам Российской Федерации» – и подобные убеждения определяют ужесточение политики в отношении религиозного миссионерства на территории РФ.

Многие отмечают, что даже стилистика документа очень напоминает риторику эпохи Холодной войны. В тексте ни разу не говорится о служении Богу, но присутствует сакрализация служения Отечеству.

Христианские церкви и другие крупнейшие религии претендуют на исповедание абсолютных, а не национальных идеалов. Именно претензия религий на универсальный характер и позволяет называть их мировыми. Скажем, в начале наступившего года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев), комментируя международную обстановку, так ответил на вопрос ведущей государственного телеканала «Россия 24»: «Я лично боюсь войны. И считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы войны не было – ни большой, ни маленькой, ни войны мировой, ни войны локальной». «Есть очень много сил, которые хотят втянуть нас в какую-нибудь войну, причем они есть не только за пределами нашей страны, но и внутри нее, – предупредил представитель РПЦ. – Есть те, которым хочется бряцать оружием, которые говорят, мол, мы непобедимы, несокрушимы, мы дадим отпор любому врагу». «Но давайте вспомним историю Первой мировой войны, в которую Россию втянули. Когда она начиналась, был огромный всплеск патриотических чувств, все думали, что это будет короткая победоносная война. А в результате оказалось, что она разрушила нашу страну», – напомнил Алфеев. Разумеется, Московский патриархат активно участвует в патриотических начинаниях власти, однако трудно себе представить, что РПЦ или какая-либо другая христианская конфессия откажется от евангельских слов: «Блаженны миротворцы» (Мф 5:9).

С другой стороны, «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» представляют собой документ, разработанный для государства, от которого, согласно Основному закону, религия отделена. Можно предположить, что при реализации доктрины чиновники так же последовательно будут придерживаться принципа светскости, как это получилось у составителей текста.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика