Любовь к Родине как норма шариата

Арабское слово «дийар» переводится на русский язык как земля, страна, то есть в приложении к своей стране означает родину.

Ислам не отвергает, а напротив – утверждает присущую человеку от природы любовь к родной стране. После переселения в Медину Пророк ص сказал: «Клянусь Аллахом, ты – любимейшая земля у Аллаха и любимейшая земля для меня, и если бы твои люди невыгнали меня, то не стал бы я жить на другой земле». (Передал Ахмад).

Когда Посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад ص в год Хиджры переселялся в Медину, то долгим грустным взором он смотрел на Мекку, где родился, и произнес: «Валлахи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя».

Однажды, посмотрев на гору Ухуд, Пророк Мухаммад ص сказал: «Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Передал Бухари).

Это свидетельствует о бесконечной любви нашего Пророка ص к родной земле.

Когда Пророк ص был вынужден покинуть Мекку, он сожалел об этом, и он обратился к Всевышнему Аллаху с молитвой:

«О Аллах! Ты дал нам любить Мекку, так даруй нам возлюбить Медину! И чтобы эта любовь была бы сильнее, чем любовь к Мекке! Прояви же благословение и милость к плодам своим!...» (Передал Бухари).

Слова «Любовь к Родине – часть веры» не являются хадисом от Пророка ص, однако принадлежат праведным предшественникам, а ученые сказали, что смысл этих слов верный и соответствует шариату (см. ‘Али аль-Кари. аль-Мауду‘ат аль-кубра. С. 181–182).

Пророк не порицал своих сподвижников за любовь к родной земле. Так, сподвижник из Африки Биляль говорил нараспев:

«Знать бы мне, смогу ли провести ночь

В долине среди душистого тростника и джалиля

И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны

И покажутся ли предо мной Шама и Тафиль?»

Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что Пророк ص сказал: «Любовь наша к Медине подобна нашей любви к Мекке или даже сильней…» (Передал Бухари).

Воспевали любовь к родине и мусульманские поэты. Так, Ибн Руми сказал:

«Поклялся я, что не продам Родины

И никогда не увижу властителем ее другого».

Когда андалусский Омейядский халиф ‘Абд ар-Рахман ад-Дахиль увидел финиковую пальму, пробудившую в нем грусть и тоску по Сирии, он произнес, обращаясь к ней:

«Как я, грустишь ты на чужбине,

Тоскуя в дали по родным.

Телом я, как видишь, здесь,

Но сердце мое и те, кто им владеет, остались там».

Отсюда следует, что любовь к Родине не только разрешена, но и необходима с точки зрения шариата.

В Социальной доктрине российских мусульман говорится:

«Ислам признает братство, основанное на гражданстве, несмотря на различие в вере. Всевышний Аллах в Священном Коране называет братьями некоторых пророков их соплеменников-безбожников и даже врагов. Так, сказал Всевышний:

«Народ Нуха лжецами счел посланных. Вот сказал им брат их, Нух: «Разве вы не побоитесь Бога?» (Коран, «Поэты»: 105–106). Здесь и далее перевод смыслов Корана Ю.И. Крачковского.

И сказал еще Всевышний: «Вот сказал им брат их, Худ: «Разве вы не побоитесь Бога?» («Поэты»: 124).

И еще сказал Всевышний: «Народ Лута счел лжецами посланных. Вот сказал им их брат, Лут: «Разве вы не побоитесь Бога?»(«Поэты»: 160–161).

Права гражданства для немусульман основаны на достоверной сунне, это Договор Посланника ص с иноверцами в лучезарной Медине, который дает всем права гражданства в полном объеме. Из статуса гражданства вытекают определенные права и обязанности.

Гражданин является участником гражданского договора, регулирующего взаимоотношения между гражданином и государством.

Материал из учебного пособия «Гражданская идентичность мусульман России»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика