Туда-Менгу - суфийский правитель Золотой Орды

Ханы Золотой Орды были известны стремлением до последнего сохранить в своих руках власть. Многие из них погибли, защищая свое право на престол. Однако среди них были исключения. Один хан добровольно отказался от своего титула и передал власть другому выдвиженцу ордынской знати. О нем известно мало, ибо правил он недолго и не прославился, как его более знаменитые предшественники и преемники.

Звали его Туда-Менгу. Он был сыном Тукана, второго сына «потрясателя Вселенной» Батыя, то есть происходил из рода Джучидов и являлся прямым потомком Чингиз-хана. Учитывая столь знатное происхождение, он обладал полными правами на ордынский престол и занял его после смерти своего брата Менгу-Тимура.

В 1282 году, когда Туда-Менгу взошел на престол, Золотая Орда приближалась к самому пику своего расцвета и могущества. Территория северной Евразии была успешно покорена. Сменявшие друг друга ханы отлаживали в мелочах знаменитую ордынскую систему управления многими народами и продолжали совершать походы на соседние страны, подчиняя их своей власти.

В Золотой Орде распространялся ислам и Туда-Менгу исповедовал эту религию в отличие от своего предшественника. Хана поддержал влиятельный темник Ногай, который фактически был правителем земель на юго-западе Орды, в районе Дуная и проводил свою независимую политику. В будущем Ногай еще не раз будет играть особую роль в судьбе Туда-Менгу. За свою поддержку Ногай получил титул бекляр-бека (что-то вроде премьер-министра) и верховного главнокомандующего войсками Золотой Орды.

Следует, однако, отметить, что Туда-Менгу не устроила ситуация, когда юго-западные и южнорусские земли находились под фактическим контролем Ногая и он попытался исправить ее, подчинив эти территории себе напрямую. С этой целью он заменил одного великого князя на другого, чего не происходило со времен самого Батыя, воспользовавшись ситуацией, когда князь Андрей Городецкий (второй сын Александра Невского) обратился с жалобой на своего старшего брата великого князя Дмитрия Переяславского, о том, что тот не хочет подчиняться ханской власти и предложил вместо него свою кандидатуру. Андрей был посажен на великокняжеский престол с помощью ордынского войска. Однако в ситуацию через год вмешался влиятельный Ногай, к которому смещенный Дмитрий обратился за помощью. Он заставил братьев помириться, и настоял чтобы хан вернул ему великокняжеский престол. Туда-Менгу не смог противостоять нажиму своего бекляр-бека и фактически подчинился навязанному ему решению.

В целом Туда-Менгу уделял больше времени духовным поискам. Он сблизился с суфиями, учение которых было невероятно популярно в Центральной Азии в те времена, и интерес к которому не угас здесь до сих пор. Среди кочевников большим вниманием пользовались стихи известного суфийского проповедника Ходжи Ахмеда Ясави о бренности всего мирского и об отречении от материального мира ради постижения Истины.

То, что случилось дальше описывает приближенный египетских султанов Калавуна и Аннасыра Рукн ад-Дин Бейбарс, который был родом из Кыпчакской степи, интересовался тем, что происходит на исторической родине и состоял в постоянной переписке с Ордой. Ранее, именно он получил известие о принятии ислама Туда-Менгу «и о том, что он ввел постановления религиозные и законы мусульманские».

Согласно его сведениям хан «обнаружил помешательство и отвращение от занятий государственными делами, привязался к шейхам и факирам, посещал богомолов и благочестивцев, довольствуясь малым после большого. Ему сказали, что коли есть царство, то необходимо, чтобы им правил царь. Он указал на то, что он уже отрекся от него (царства) в пользу братнина сына своего Тулабуги, да что его душа обрадовалась этому. И согласились с ним жены, братья, дяди, родственники и приближенные». Самую активную роль в смещении с престола Туда-Менгу сыграл все тот же Ногай, который продвигал персону нового хана перед лицом ордынской знати.

Туда-Менгу, со своей стороны, выбрал путь аскетизма и духовного совершенствования. Он захотел отдалиться от суетного мира. Видимо, он проникся идеями любви к Всевышнему и всем Его творениям и не захотел больше проливать кровь и применять насилие, которое тогда было нормой жизни и без которого не обходилось ни одно правление, будь то на Востоке или на Западе. В ответ на вполне резонное замечание, что надо править «как положено», то есть проявлять жестокость, он отказался это делать.

Удивительно, но коренной кочевник, представитель ханского рода и рода Чингизидов, который, казалось бы, с молоком матери должен был впитать в себя идею о естественности насилия для укрепления личной власти, Туда-Менгу выбрал прямо противоположное, и когда потребовалось отдать эту власть, он не стал цепляться за нее. Естественно, что в глазах окружающих он выглядел сумасшедшим. Они не преминули воспользоваться этим объяснением такого удивительного в их глазах поведения. Ведь они привыкли думать и действовать по-другому.

Для себя хан ответил на извечный вопрос: выбрал духовный путь, а государственную власть предоставил тем, кто ее желал.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика