Как Арабский халифат почти достиг капитализма

К многочисленным парадоксам Арабского халифата историки в числе прочего относят его экономику. Принято считать, что Средние века – это времена феодализма, для которого характерно частное феодальное землевладение, натуральное хозяйство, когда практически все необходимое для жизни производилось в рамках одного феодального поместья, а также слабо развитое ремесленное производство, что замедляло товарообмен как в пределах одного государства, так и в масштабе всего континента. 
В результате возникал хронический недостаток финансовых средств как у отдельных феодалов, так и в казнах разных европейских королей.

Ситуация усложнялась еще и тем, что короли, хотя и считались главами своих государств, но не имели права вмешиваться в жизнь феодалов, в то, как они распоряжались своей земельной собственностью. Следствием этого стала феодальная раздробленность средневековых европейских государств и невозможность создать нормально функционирующую налоговую систему.

В халифате все было практически наоборот. Единственным собственником земли являлось государство. Правитель мог даровать своим приближенным определенные участки земли, либо право получать с них определенную часть доходов (часть налога с урожая – ушра, или денежного налога – хараджа). Однако право наследования они получали далеко не всегда, а в определенной ситуации могли быть его лишены, например, утратив благосклонность правителя.

Другим существенным отличием экономики халифата от европейской было то обстоятельство, что земледельцы не были прикреплены к земле, а обрабатывали ее на правах аренды. То есть при всех издержках отношения между владельцем земли и арендатором были сугубо рыночными, а не крепостными.

Еще одной отличительной чертой была отлаженная налоговая система, которая позволяла государству получать доход как с земледельцев, так и с ремесленников и торговцев. Именно эти денежные поступления были одной из главных составляющих финансового благополучия халифата.

Важной составляющей, приносившей большие прибыли от торговли, а следовательно и от торговых пошлин, были развитые ремесла. Например, в разных провинциях халифата производились разные виды тканей: в Египте  - шерстяные и льняные, в Сирии и Ираке – шелковые, в Иране и Мавераннахре ткались ковры. Эти товары пользовались огромным спросом на европейском рынке и вывозились в большом объеме через средиземноморские порты, за что торговцы выплачивали пошлины.

Стоит отметить, что уже тогда в рамках халифата существовало разделение труда и обмен технологиями – явление более характерное для капитализма, чем для феодализма. В том же Египте использовались шерсть из Магриба и Армении, а красители из североиранского Кирмана. Технологии изготовления стекла из Сирии и Египта перекочевали в Ирак, а у китайцев мусульмане позаимствовали искусство изготовления бумаги. Особо плодотворной была транссахарская торговля с Западным Суданом, где арабы, продавая свои ремесленные изделия, покупали большое количество золота. 

Процветание торговли в свою очередь стало причиной зарождения класса зажиточных горожан-торговцев, которых в определенном смысле можно сравнить с прослойкой буржуа в капиталистических странах.

Значимым явлением было развитие сферы финансов и зарождение финансовых капиталов вследствие развития института мудараба – предоставления владельцем своих денежных средств с целью их инвестирования в коммерческое предприятие другому человеку, то есть исламской системы кредитования.

Все вышеперечисленные факты позволили исследователям-востоковедам (например, Элияху Эштору в его известной книге «The Near East in the Middle Ages») утверждать, что развитие экономики в Арабском халифате достигло стадии «пре-капитализма».
Вместе с тем он указывает в качестве причин, помешавших переходу экономики халифата к настоящему капитализму, вмешательство халифов в торговые дела. Правители и члены их семей использовали свое привилегированное положение, чтобы продавать на рынках товары, полученные ими в качестве налогов, а также производить государственные закупки, например, оружие или железо для его изготовления, не по рыночным, а по назначаемым ими ценам. Соответственно, это шло вразрез с законами свободного формирования рынков сбыта. 

Негативную антирыночную роль играло и отсутствие правовых гарантий частной собственности. Богатства любого чиновника могли быть в любой момент конфискованы по приказу халифа под предлогом того, что он их нажил неправедным путем, а у торговцев власти могли фактически изымать часть прибыли, принадлежащих им товаров и имущества на государственные нужды. Особенно часто это практиковалось во времена военных действий, когда надо было выплатить жалование наемникам. 

В конце концов самый сильный удар по экономике халифата нанесли именно военные. Точнее, предводители наемных армий, в зависимость от которых постепенно попали халифы, и которые де-факто устанавливали контроль над различными провинциями халифата и начинали управлять ими.

Все это привело к дезинтеграции халифата, превращению провинций в отдельные государства и междоусобной вражде. Как следствие страдала торговля, города, бывшие центрами ремесел, разорялись, население мигрировало в более спокойные регионы. Землевладение приобретало характер феодального, так как не имея достаточно доходов от налогов с торговли и таможенных пошлин, правители этих государств стали раздавать командирам своих вооруженных отрядов земли вместо денег, чтобы обеспечивать их содержание и поддержание войск в боеспособном состоянии. 

Таким образом землевладение приобрело характер феодально-помещичьего. Мусульманский мир не смог «проскочить» мимо феодализма в капитализм. Тем не менее история Арабского халифата показывает, что для своего времени он был передовым государством, далеко опередившим в своем развитии Европу.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абдулмумин 11 Января 2023г.
Ответить

[[В Исламе запрещено ростовщичество, т.е капитализм]]

    Rustam 11 Января 2023г.
    Ответить

    Неучем быть тоже запрещено

      Абдулмумин 12 Января 2023г.
      Ответить

      Джахил порицается, а куфр наказывается мечем!

Яндекс.Метрика