Особенности престолонаследия и борьбы за власть в Арабском халифате

Арабский халифат, возникший неожиданно для его соседей на месте малоазиатских владений Византии и территории бывшей Персидской империи, всегда представлял для западноевропейской науки большую загадку, так как не вписывался в ту концепцию истории, которая была принята в ее рамках. Советская, а за ней и российская историческая наука, во многом переняли это отношение европейских историков к тому историческому феномену, который представляло собой огромное государство мусульман, возникшее в Малой Азии и Северной Африке в 7 веке.

Европейцы смотрят на история Арабского халифата через призму устоявшихся в западноевропейской исторической науке методов анализа и интерпретации имеющихся в их распоряжении исторических фактов. С их точки зрения, история халифата предстает как бесконечная борьба за власть между различными политическими группировками, для которых религия была не более чем средством достижения поставленных целей.

Такое представление базируется на реалиях средневековой Европы, где борьба между различными претендентами на власть шла без оглядки на этические нормы. Ярким примером здесь может служить расправа короля Франции Филиппа IV с целым духовно-рыцарским орденом тамплиеров, которому, судя по сведениям современников тех событий, предшествовали и насильственные действия против самого римского Папы.

В халифате также имела место борьба за власть, переходившая, по мнению ориенталистов, в гражданские войны. Здесь они имеют ввиду, прежде всего события, получившие в мусульманской историографии название «Четырех фитн». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле вопрос о верховном властителе решался в рамках иерархической структуры, характерной для общественной жизни арабских племен, которая определяется огромной разницей в социальном положении между рядовыми членами племени или рода и его главой – шейхом и его родственниками.

Шейхом племени мог стать лишь человек, обладавший неординарными способностями: удачливый полководец, своими действиями обеспечивавший победу, а, следовательно, и добычу; хитрый и искушенный дипломат, умеющий вести дела с соседями и создающий взаимовыгодные союзы, которые также приносят пользу его племени и отводят от него разнообразные угрозы; щедрый покровитель для своих соплеменников, который приходит им на помощь и раздает свои запасы в неблагоприятные периоды времени.

Понятно, что набором таких качеств и материальных благ, вплоть до элементарного умения читать и писать, в те времена обладали лишь единицы. А их дети и ближайшие родственники могли не только перенимать опыт и мудрость своего предводителя, пользуясь близостью к нему, но и служили ему надежной опорой в сложных жизненных ситуациях. Поэтому, когда те же халифы из рода Омейядов передавали власть своим ближайшим родственникам, никто из представителей многочисленных арабских племен халифата не расценивал это, как нечто плохое и недостойное. Напротив, они и не представляли себе других способов передачи власти. Это касается не только суннитов, но и шиитов, которые практиковали один из подобных вариантов передачи власти, лишь ограниченный представителями семейства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует («ахль-аль-Бейт»).

Таким образом, в халифате была не «обычная» борьба за власть без правил, а соперничество обладателей разных взглядов на то, кто более достоин возглавить иерархическую структуру государства. Это коренным образом отличалось от положения дел в тогдашней Европе, где короли согласно письменно зафиксированному закону, передавали власть по наследству старшему сыну. И иерархия в арабских племенах коренным образом отличалась от европейской, основанной на вассальной присяге феодалов королю, а им, в свою очередь присягали более мелкие феодалы, над которыми власти у короля не было. Это выражалось в знаменитой формуле: «Вассал моего вассала не мой вассал».

Удивительно, но во времена так называемых «гражданских войн», которые на деле не затрагивали подавляющее большинство населения халифата, шло постоянное экономическое развитие государства, обусловленное и прогрессом сельского хозяйства, и расширением торговых связей. Более того при омеядском халифе Абдулмалике была проведена успешная финансовая реформа, в обращение были введены новые динары и дирхемы с высоким качеством чеканки и строго определенным весом, что позволило сформировать четкий обменный курс по отношению к византийской золотой монете – номисме. Это стало возможным вследствие притока золота из Западного Судана по транссахарским торговым маршрутам.

Распад халифата начался при новой династии – Аббасидах, которые как раз декларировали равенство мусульман – арабов и неарабов. На деле этот принцип им не удалось воплотить в жизнь, но лишившись поддержки арабской племенной знати, халифы из этой династии стали все больше и больше попадать в зависимость от наемных войск из Персии, Средней Азии и тюрков, а также их командиров. Все это привело к тому, что в 1517 году звание халифов приняла на себя династия Османов. Но это уже другая история.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика