Представитель рода Османов стал отцом турецкого либерализма

Конец 19 века стал началом конца Османской империи. После поражения в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, потери значительных территорий в европейской части и финансового банкротства на троне некогда грозного государства османов воцарился последний полноправный султан Абдулхамид II.

Единственным средством выхода из тяжелейшей ситуации новый правитель видел упрочение власти и отказ от западных политических институтов, которые под нажимом европейских держав медленно, но верно внедрялись в общественную жизнь империи.

Естественно, что среди политической элиты османов эти планы вызвали противодействие. Начала формироваться оппозиция правящему режиму. Ее основой стало тайное «Общество османского единения», пропагандировавшее либеральные идеи и объединившее оппозиционно настроенных военных и гражданских.

Среди множества политических фигур, выдвинувшихся в этот период и являвшихся приверженцами прозападных политических теорий сочетания индивидуальных и общественных свобод, нашлось место и стороннику идей прямо или косвенно граничивших с анархизмом. Носителем этих взглядов являлся член султанской семьи по происхождению, сын сестры султана Абдулхамида II Сабахаддин. Получив европейское образование и проникшись идеями вестернизации, он играл активную роль в деятельности османской политической оппозиции. 

В 1902 году представитель венценосной династии созвал в Париже оппозиционный конгресс с целью выработать общую политическую платформу для борьбы с правящим режимом. Он даже призывал к военной интервенции европейских держав в Османскую империю с целью свержения султана, но в этом его поддержали далеко не все, и эта тема расколола противников Абдулхамида.

Столкнувшись с неприятием своих идей, Сабахаддин основал свою собственную политическую партию «Общество частной инициативы и децентрализации», программа которой была слишком радикальной даже для другой прозападной партии «Единение и прогресс». Ее лидер выступал за полное изменение системы власти вплоть до отмены конституции, которая, по его мнению, сохраняла текущий политический режим. Сабахаддин призывал к полной децентрализации Империи по административному признаку, где местные жители, независимо от своей национальности и вероисповедания, будут иметь возможность принимать участие в управлении на территории своего проживания. 

Такие идеи прямо совпадали с учением анархизма, который выступает за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.

Характеризуя государство Османов, как «коллективистское», Сабахаддин считал, что такой тип организации общества сковывает частную инициативу отдельного человека, что является препятствием на пути прогресса. «Прививкой» от коллективизма он видел западное образование, которое формировало в человеке индивидуалистические начала. Поэтому он предлагал и реформу образования «для освобождения общества». 

Тем не менее, такие идеи пришлись не по нраву лидерам «Единения и прогресса», которым в апреле 1909 года удалось свергнуть султана. Сабахаддин был обвинен ими в сепаратизме и покинул пределы империи, в которую он, было, вернулся в 1908 году. 

Он попытался еще раз утвердиться в политической жизни Турции в 1918 году, поддержав Ататюрка, но в 1924 году вынужден был покинуть ее как член рода Османов, согласно закону, предписывающему депортацию всех, кто принадлежал к нему.

Идеи федерализма так и не прижились уже в республиканской Турции, где авторитарный режим ататюркистов сделал ставку на унитаризм. 

Тем не менее, турецкие либералы сделали Сабахаддина своим идеологическим «знаменем». Вот только, похоже, что идеи, пропагандировавшиеся принцем-анархистом еще долго не будут востребованы в турецком обществе, значительную часть которого составляют националисты-секуляристы-ататюркисты, а не менее весомую часть – мусульманские традиционалисты.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика