Каковы перспективы урегулирования конфликта в Судане

Спустя шесть месяцев после начала вооруженного конфликта между силовиками в Судане его стороны снова сели за стол переговоров в саудовской Джидде. В качестве посредников на переговорах выступают чиновники КСА и США, представители Африканского союза и Межправительственного органа по вопросам развития, объединяющего несколько стран восточной Африки.

Перед началом конфликта фактическим лидером Судана был генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан. После народного восстания, которое привело к отставке Омара аль-Башира, аль-Бурхан возглавил Суверенный совет Судана, который следил за работой переходного правительства под председательством Абдуллы Хамдука. В октябре 2021 года за несколько месяцев до запланированного перехода власти к гражданскому правительству аль-Бурхан устроил военный переворот и распустил гражданские органы власти, став единоличным правителем страны.

Мухаммад Хамдан Дагало возглавлял неподконтрольную армии силовую структуру «Силы быстрого реагирования», в которую были объединены бойцы Джанджавид воевавшие против повстанцев в Дарфуре в начале 2000-х. Правозащитные группы обвиняют их в военных преступлениях и геноциде неарабского населения в ходе конфликта.

После прихода к власти аль-Бурхана Мухаммад Хамдан Дагало занял пост заместителя главы Суверенного совета Судана. Но Дагало примечателен не только как военный лидер, он является одним из богатейших граждан страны, поскольку контролирует золотые месторождения и экспорт суданского золота. Также с 2016 года силы Дагало воевали в качестве наемников на стороне Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене против проиранских хуситов.

Трения между аль-Бурханом и Дагало стали расти после подписания соглашения с участием гражданской коалиции при посредничестве ООН в декабре 2022 года. Целью соглашения было восстановление у власти гражданского правительства после военного переворота.

Сначала западные дипломаты, выступавшие посредниками между генералами, предлагали схему интеграции «Сил быстрого реагирования» в армию Судана. Но сторонам не удалось прийти к компромиссу по поводу сроков интеграции. Дагало настаивал на сохранении автономии своей силовой структуры в ближайшие 10 лет, в то время как аль-Бурхан настаивал на ее ликвидации в течении двух лет. К этому спору добавился вопрос иерархии, кто кому будет подчиняться, который и перерос в войну. Между силовиками началась конкуренция, которая 15 апреля переросла в вооруженный конфликт.

Начавшиеся в Джидде переговоры сильно осложнены взаимоисключающими требованиями сторон. Аль-Бурхан настаивает на выводе бойцов «Сил быстрого реагирования» из Хартума. В то время как Дагало требует отставки аль-Бурхана и его ответственности перед законом. «Единственным ключом к урегулированию конфликта в Судане является привлечение аль-Бурхана к ответственности», – заявил он в интервью «Аль-Джазире».

В настоящий момент трудно сказать, какая из сторон имеет преимущество на поле боя в Судане, и кто контролирует большую часть территорий. Армия страны контролирует окрестности Хартума и частично саму столицу, а также важный регион на берегу Красного моря, включая город Порт-Судан. Тем временем «Силы быстрого реагирования» контролируют большую часть Хартума и юго-запад страны. В четверг генерал Дагало объявил о захвате Ньялы второго по величине города в Судана, столицы региона Дарфур.

Гражданские политические силы, которые напрямую не участвуют в конфликте, никак не будут представлены на переговорах в Джидде. Однако они объединились в «Гражданский фронт против войны» в эфиопской Аддис-Абебе. Активисты гражданского фронта провели конференцию, в которой принял участие бывший премьер-министр Абдулла Хамдук.»Цель встречи заключалась в объединении гражданского фронта, прекращении войны и переходе к демократическому правлению», – сообщила участница встречи директор «Международного центра частного предпринимательства» Шаза Эльмахди.

США положительно отозвались о результатах проведения конференции и похвалили ее организаторов. Однако едва ли она будет иметь какое-то влияние на переговоры в Джидде.

Главной темой переговоров станет соглашение о прекращении огня, облегчение гуманитарной помощи пострадавшим и создание условий для дальнейшего мирного процесса. Политические вопросы на конференции пока обсуждаться не будут.

Одной из главных задач для участников встречи является решение гуманитарных проблем. За 6 месяцев боев погибли более 9000 человек, более 5 миллионов стали беженцами, вышли из строя 58 больниц, из-за ухудшения условий жизни в стране началась вспышка холеры, кори и лихорадки денге.

Ранее соглашения о прекращении огня заключались между сторонами неоднократно. Но они легко нарушались. За нежелание следовать договорам США ввели санкции против обоих участников конфликта, а также компаний и чиновников, их поддерживающих.

США очень заинтересованы в прекращении огня, поскольку Судан в 2021 году подписал Авраамовы соглашения о нормализации отношений с Израилем, став шестой по счету арабской страной, заключившей мир с Тель-Авивом, после Египта, Иордании, ОАЭ, Бахрейна и Марокко. Распад Судана, который обозначил как приемлемое решение генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, аннулировало бы усилия США в этом направлении.

Что касается зарубежных стран, то Египет и Катар выступают на стороне аль-Бурхана. В ходе конфликта генерал посетил эти страны и встретился с их лидерами – президентом Абдуль Фаттахом ас-Сиси и эмиром Тамимом бен Хамадом ат-Тани. Объединенные Арабские Эмираты по старой памяти поддерживают Дагало.

Автор: Динара Джалилова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика