Вызов Корана

Коран бросил вызов всем творениям, предложив создать подобное ему, или хотя бы десять сур, или единственную суру, подобную его сурам.

«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (17:88).

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (2:23).

И этот вызов, так и оставшийся безответным, передавался из поколения в поколение, как свидетельство их бессилия. Никакие творения не смогли привести ни единого доказательства своей состоятельности в этом. Сколько бы они ни повторяли попыток, им не удавалось противостоять ему. Тогда они прибегли к войнам и сражениям, жертвовали своими жизнями и богатствами, чтобы заставить Пророка замолчать и не дать свету Корана изливаться. Но преуспели ли они?!

Кади Ийяд рассказал в книге «Аш-Шифа»: «Пророк (мир ему) беспощадно порицал их, обрушивался на них с критикой, высмеивал их фантазии и унижал их знамена. Но они отказывались принять вызов, не решались на подражание, обманывая себя отрицаниями, обвинениями во лжи и утверждениями, что это – «очевидное колдовство», «непрестанное колдовство», «ложь, которую он измыслил», «сказки древних, которые он себе записал». Аллах сказал: «Если же вы не сделаете этого, а вы никогда не сделаете...» (2:24). И они не сделали, ибо не смогли. И, кто пытался из этих глупцов, как лжец Мусайлима, тому открывалась его ничтожность, как мы указывали ранее. Когда Аль-Валид ибн аль-Мугира услышал слова Всевышнего: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одарять родственников; и запрещает мерзости, предосудительное и бесчинство. Он увещает вас, – быть может, вы помянете назидание» (16:90), он сказал: «Клянусь Аллахом, в нем сладость и красноречие, его нижняя часть глубока, а верхняя плодоносна, и это не речь смертного».

Абу Убайда передал, что один бедуин, услышав чтение:

«И провозглашай то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (15:94), пал ниц в земном поклоне. Его спросили, почему он так сделал. Он ответил: «Я поклонился его красноречию». И как красноречивы и выразительны эти слова! Они – приказ обратиться с действенной, трогающей сердце речью, лишенной всех недостатков, чтобы преодолеть слух и достичь сердец, душ и взоров. Проблема дискурса сегодня стала глобальной проблемой. Но всего четыре слова дарят размышляющим правильное решение этой проблемы на всех ее уровнях и во всех аспектах – говорящего, слушающего, послания или содержания, и способа подачи этого дискурса. Другой человек услышал чтеца:

«Отчаявшись, они уединились для совета, и старший из них сказал: «Помните ли вы о том, что отец заставил нас поклясться Аллахом, и что раньше вы неправедно поступили с Йусуфом (Иосифом)? Я ни за что не покину этой страны, пока отец не разрешит мне или пока Аллах не примет Свое решение относительно меня. Воистину, Он – Наилучший из судий» (12:80).

Он сказал: «Я свидетельствую, что ни одно творение не способно на такую речь». Наблюдая воздействие Славного Корана на его слушателей, можно написать об этом тысячи страниц!

Уникальное построение Корана сделало его книгой, облегчающей поминание целиком. Его легко читать, так как он понятен и красноречив в выражении смысла. В нем нет ни одного места, сложного для восприятия из-за отсутствия лигатур, различия в произношении или сложного сочетания букв. В нем нет ничего, что отяготило бы язык и затруднило произнесение и чтение, нет слов, несовместимых по какой-либо причине, грубых, некрасивых, и, тем более, непристойных.

Имам ар-Рази сказал: «...красноречие не чуждо мудрой речи. Речь имеет тело – слова, и душу – смысл. И человек, просветленный знанием, должен очищать как тело, так и речь. И мудрое слово может не затронуть души из-за грубости формы...»[1].

Благодаря совершенству композиции Корана его просто запомнить и декламировать. Люди с легкостью могут читать его, размышлять над ним, понимать его, осмысливать его, запоминать его, независимо от уровня знаний и интеллекта.

Все, изучавшие чудо Корана, его особенности и достоинства, сходятся во мнении, что «Коран оказывает влияние на души читающих и слушающих его», и любой человек с легкостью отличает его от всего остального. Природа его такова, что он оживляет сердце, пробуждает чувства и возвышает душу. Любые нарушения его композиции создают барьер между искаженным или измененным текстом и природой, сердцем, душой и чувствами. Фальсификаторы не понимают этого и попадают в ловушку сатаны, полагая, что могут соперничать с Кораном и подделывать его. Благодаря совершенной точности композиции Корана, ложь не может подобраться к нему ни спереди, ни сзади. Никакое из творений не способно уподобиться ни одной из его сур.

Таха Джабир аль-Альвани

[1] Тафсир аль-Рази (112/1).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика