Как логистика выиграла войну у Османской империи

Джон Першинг: «Пехота выигрывает битвы, а логистика и снабжение выигрывает войну»

Османскую империю 18-19 веков в исторической науке принято называть «больным человеком Европы». Среди историков продолжаются дискуссии о том, что же стало главной причиной упадка некогда столь могущественной державы? В данный момент созрело некое общее мнение о том, что «водоразделом» в судьбе империи стала вторая половина 18 века, когда сражаясь на нескольких фронтах, она начала быстро терять территории, завоеванные за несколько сот лет.

Еще в первой половине 18 столетия османы успешно защищались, воюя против Австрии и России, и могли сохранять статус-кво. Достаточно вспомнить поражение армии Петра I у реки Прут в 1711 году, мало известные у нас войны с австрийцами 1716–1718 и 1737–1739 годов, в результате которых туркам удалось удержать под контролем Северную Сербию с Белградом, Австрийскую Валахию и земли в Боснии.

Однако австро-русско-турецкая война 1768-1774 годов завершилась для османов поражением и потерей Крыма. Стоит отметить, что на Западе, который был для османов главным фронтом, так как с Балкан открывалась прямая дорога на Стамбул, главная борьба шла за долину Дуная, начиная от его середины – Среднедунайской низменности и кончая дельтой у впадения в Черное море.

Дунай играл для обеих сторон важную роль снабжения войск и пограничных гарнизонов. Для турок – на линии нижнедунайских крепостей, для австрийцев с запада на восток от Адриатического моря вдоль притоков до территории современной Румынии. Эта местность была довольно бедна ресурсами, труднопроходима ввиду сложного рельефа с перепадами высот и малого количества дорог.

Знаменитый американский генерал времн Первой мировой Джон Першинг сказал: «Пехота выигрывает битвы, а логистика и снабжение выигрывает войну». Стоит отметить, что с появлением в Европе регулярных армий решение проблемы их снабжения во время военных кампаний стало главным в деле обеспечения боеспособности и, следовательно, победы. Европейские армии перешли на французскую «магазинную» систему. «Магазинами» назвались склады, на которых были сосредоточены запасы продовольствия и снаряжения. Они устраивались на пути движения действующей армии. Промежуток между местами обустройства «магазинов» должен был составлять не более двух дневных переходов. «Магазины» создавались централизованно специально назначенными комиссарами и интендантами, которые получали деньги из казны и отчитывались перед правительством. Таким образом военные действия зачастую сводились к тому, чтобы отрезать армию противника от линий снабжения и сохранить в неприкосновенности свои.

Чем грозила утрата линий снабжения ярко демонстрирует пример армии Петра I в Прутском походе, когда русские не смогли наступать и были окружена на берегу реки. Лишь заключение мира на выгодных для турок условиях дало ей возможность уйти обратно.

Все начало 18 века для австрийцев и русских было посвящено решению проблем налаживания снабжения своих армий во время военных кампаний в нижнем течении Дуная. Турецкая система снабжения оставалась традиционной: центральное правительство выделяло губернаторам (беям) провинций, которые располагались в непосредственной близости от театра военных действий деньги, на которые они должны были закупать необходимые припасы у местного населения. Эта система хорошо зарекомендовала себя в урожайные годы, но если по причине стихийных бедствий или целенаправленного уничтожения урожая со стороны местного населения или противника она не работала, то турецкая армия становилась обреченной на голод. Все это самым негативным образом сказалось на ее боеспособности.

Вот как описал снабжение тех лет чиновник для особых поручений (чавушбаши) при османском дворе Ахмед Ресми Гириди, находившийся в 1768 году при действующей армии: " Когда армия прибыла в Исакчи, тогда только первые увидела она сухари: для изготовления их, квартирмейстеры брали старую муку, пролежавшую в амбарах лет сорок и похожую на известку, и найденные тут же старые сухари, черные как земля; они терли все это вместе, смешивали со свежею мукою, и как на всех станциях амбары и хлебные печи искони устроены в земле, то и не надобно было далеко ходить за землею чтобы подбавлять её в тесто сколько душе угодно. Из песку хлеба не испечь! Тот, который давали народу, совершенно был похож на сушеную грязь. Делать нечего: поневоле пришлось питаться этими сухарями; в те, которые питались ими дней десять, в Хан-тепеси простясь со светом, легли в свеженькие могилы, вытянулись, и уснули навеки».

Во многом из-за этого и из-за бездарного военного руководства османы проиграли ключевые битвы войны 1768-74 годов при Ларге и Кагуле в 1770 году, а в 1771 году потеряли Крым. 

Весной 1773 года русская армия, накопив силы и средства, переправилась через Дунай, захватив контролировавшие передвижение по этой реке турецкие крепости. Турецкая армия окончательно оказалась без снабжения. Турки попробовали перехватить инициативу и атаковали русских, но все их попытки закончились безрезультатно ввиду активных действий армии под командованием Румянцева, который атаковал их с разных направлений.

Эта война закончилась Кючюук-Кайнарджийским миром, который знаменовал собой начало конца Османской империи. Иностранные военные советники, зная сильные и слабые стороны османской армии, предлагали ее командованию не вступать в сражения с европейскими армиями, а переходить к тактике партизанской войны, когда небольшие по численности отряды не зависят от централизованного снабжения. Однако, они столкнулись с коррупционной составляющей, так как на снабжении армии наживались представители всех звеньев ее командования.

Таким образом архаичная военная организация и финансовые злоупотребления привели к тому, что некогда грозная османская военная машина перестала отвечать требованиям времени. Это означало, что полное поражение империи стало лишь вопросом времени.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика