Иджтихад советских имамов

Как исламское вероучение пытались примирить с Советской властью

В 20-м веке в исламской умме не раз предпринимались попытки истолковать учение ислама, так как его понимали современники, с реалиями меняющейся общественно-политической жизни. Начало этому на заре 20-го столетия было положено небезызвестным богословом Мухаммадом Абдо, занимавшим пост ректора исламского универститеа Аль-Азхар. Свои религионые реформаторы нашлись и в Индии, и в Турции. В России это даже породило целую плеяду джадидистов.

В то же время в Советском Союзе кардинальная смена общественного строя и общий курс нового государства на вытеснение религии из общественной жизни породили довольно любопытные интерпретации исламского вероучения, не вступающие в противоречие с господствовашей тогда коммунистической идеологией.

Одной из принципиальных установок официальных представитей исламских религиозных кругов стал тезис о том, что хотя СССР и не является исламским государством, в нем осуществляются «предначертания Корана»: всеобщая социальная справедливость и равноправие, дружба народов и свобода вероисповедания.

«Я радуюсь тому, что многие социалистические порядки являются претворением в жизнь мечты пророка Мухаммада», – заявил, выступая на Ташкентской исламской конференции в октябре 1970 года ахунд М. Агаев.

«Советские руководители, не верующие ни в Бога, ни в пророков,.. проводят в жизнь законы, соответствующие и велению Бога, и указаниям пророков», – вторил ему заместитель председателя Духовного управления мусульман Закавказья Ахмед Богозиев.

Журнал «Мусульмане Советского Востока», официальный печатный орган Духовного управления мусульман Средней Азии, в свою очередь, отмечал: «Мусульмане... считают своим долгом активно участвовать в строительстве новой жизни в своей стране».

При этом некоторые проповеди произносились в духе вездесущей тогда политинформации. Так, на пятничной хутбе 7 ноября 1969 года имам-хатиб ленинградской мечети Файзрахман Саттаров заявил: «Никто не знал, как вырвать власть из рук буржуазии и помещиков, ликвидировать частную собственность на землю... Аллах не торопился, но дело свое делал. Первыми, кто в истории человечества ответил на поставленные вопросы были К.Марк и Ф.Энгельс... теоретически был разработан вопрос, как построить социализм и достичь коммунизма. Дело оставалось за практикой и всемоущий Аллах подготовил полководца, подобного К.Марксу и Ф. Энгельсу. Дело было передано в руки нашего великого полководца В. И. Ленина».

Советские имамы находили богословские аргументы в пользу запрета на частную собственность и частное предпринимательство. Как говорил в связи с этим имам-хатыб ленинградской мечети Абдул Бари Исаев: «Аллах учит нас, что земля и ее недра со всеми открытыми в них богатствами не может принадлежать отдельным личностям, а является народным достоянием, навечно отданным народу для использования ее ради всеобщего блага».

Впрочем, дело касалось не только чисто теоретических обоснований сходства учения ислама и развитого социализма. В «Кратком обзоре состояния и деятельности мусульманского духовенства» за 1948 год, составленном работниками Совета по делам религиозных культов, говорится: «Желая предотвратить ущерб общественному и личному хозяйству невыходом на работу в дни уразы, убоем жертвенного скота и уплатой фитра Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, Духовное управление мусульман Закавказья и Духовное управление мусульман Кавказа... обратились к верующим,.. призывали к честному труду и, ссылаясь на Коран и хадисы, разъясняли им о необязательности жертвоприношений, уплаты фитра и соблюдения уразы, что уплата фитра в условиях социализма утратила уже свое значение, поскольку в Советском Союзе бедность ликвидирована и кто честно трудится не нуждается в фитре». То есть здесь уже имело место «новаторство» в подходе к толкованию предписаний, касавшихся отправления конкретных религиозных обрядов, обязательных для каждого верующего мусульманина. Имам-хатыб одной из бухарских мечетей Джамалетдин Эракбаев объяснял подобные меры исламским принципом «облегчайте и не затрудняйте»: «Как Бог, так и Советская власть хотят облегчения человеку».

Обязательные религиозные предписания (фарды) в интерпретации некоторых мулл выглядели совсем не так, как они обычно трактуются. Скажем, в период уразы 1969 года имам-хатыб ташкентской мечети «Чупан-ата» А. Джамалетдинов в одной из своих проповедей говорил так: »Мы не можем укорять... молодежь, говоря, что она не держит уразу, не совершает намаз. Она добросовестно выполняет важнейшие обязанности перед государством и народом, а выполнение долга перед Родиной есть важнейшая наша обязанность».

В проповеди по случаю Курбан-байрама, выпавшего на рабочий день 27 февраля 1969 года, муфтий Удмутртии Абзалов, заявил: «Сегодня мусульманский праздник, но верующие, работающие в государственных организациях не должны совершать прогула... В нашей стране труд почетен и справедливо оплачивается. В нашей стране все делается для человека. Миллионы наших детей учатся бесплатно... Миллионы пожилых людей получают пенсии... Миллионы больных лечатся бесплатно. Ни в одной капиталистической стране такого нет».

Конечно, остается только догадываться, насколько эти богословские изыскания были добровольными, а что делалось по просьбам уполномоченных Совета по делам религий. Однако подобное новаторство вызывало сарказм у пропагандистов атеизма из общества «Знание». «В изложении некоторых мусульманских служителей культа сам Аллах, заботясь о судьбах народов, об общественном прогрессе, решил облагодетельствовать человечество и «подарил» миру К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина», – иронически оценивал иджтихад советских имамов кандидат философских наук Нугман Аширов в своей брошюре «Эволюция ислама В СССР». По его словам, «мусульманский проповедник пытается втиснуть в религиозную схему сложнейшие вопросы преобразования общества». «Оказывается, – подтрунивал над муллами Аширов, – сам Бог избрал великих атеистов для руководства действиями масс по осуществлению его предначертаний о замене строя угнетения и эксплуатации новым общественным строем. Тут, как говориться, не убавить ни прибавить».

С другой стороны, было бы трудно ожидать чего-то иного от тех представителей официального духовенства, которые либо сами чудом уцелели в ходе антирелигиозной кампании репрессий в 30-ые годы, либо были потомками репрссированных. Они осознанно шли на прохождение «кадрового отбора», который заключался в понимании реалий советского строя и необходимости приспосабливаться к ним.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Мусафир 19 Апреля 2023г.
Ответить

Автору - респект. А имамов советской эпохи судить не будем, мы и представить не можем, в каких условиях они жили и служили. Милость им Всевышнего , сохранившим религию для потомков.

Rustam 19 Апреля 2023г.
Ответить

Во все времена участь имамов, за редким исключением, идти на сделку со своей религией и совестью

Яндекс.Метрика