Религиозная конкуренция в Великой степи

Для тюрков-кочевников изначально было присуще языческое мировоззрение. Они обожествляли силы природы, но при этом у них было понятие о верховной силе, которую они называли Тенгри. Поэтому языческую религию тюрков часто называют тенгрианством. Сведений о ней сохранилось крайне мало. Практически ничего не известно о ее обрядовой стороне, кроме церемонии похорон. Тем не менее Великая степь стала местом соперничества трёх авраамических религий.

Среди части населения Хазарского каганата через еврейских купцов-рахдонитов утвердился иудаизм. Византийцы, граничащие с тюрками как на Дунае, так и в северном Причерноморье, не оставляли попыток привнести православие, прежде всего в ряды правящей элиты кочевников, как они уже успешно делали это со славянами.

Однако здесь они столкнулись с тем, что в Азии уже давно существовала неортодоксальная версия христианства – несторианство. Оно было объявлено ересью в 431 году и вытеснено из пределов в Византии в Малую и Среднюю Азию, о чем ещё в конце 19 века писал в свое работе «О христианстве в Туркестане» академик В.Бартольд. Несторианство отвергало многие церковные обряды и иерархию и было более понятно тюркам, придерживавшиеся тенгрианства. По этому правомерно говорить о том, что часть тюрок в 8-10 веках исповедовала различные деноминации христианства. Современные исследователи, например, Е.Нарожный, П.Соков в связи с этим указывают, что по крайней мере часть знаменитых «половецких баб» была элементом именно христианского культа, так как на них присутствуют изображения крестов.

В свою очередь, католические миссионеры пытались проповедовать западную ветвь христианства в Крыму, северном Причерноморье и севернее – в Великой степи. Для этих целей был составлен знаменитый «Кодекс куманикус» – словарь половецкого (кипчакского) языка. Некоторые исследователи даже утверждают о значительной христианизации тюрков-кочевников. Однако сами христианские миссионеры так не считали. В этой связи примечательна характеристика христианам из числа местного населения, данная одним из таких средневековых миссионеров братом Журденом: »...Там на кресте они приносят в жертву овец и делают это люди, называющие себя христианами, хотя они вовсе не христиане. Ничего они не смыслят в вере». Тюрки-язычники терпимо относились к любой религии.

При этом под влиянием внешних обстоятельств они могли принимать разную веру, как, например, половцы, переселившиеся в Венгрию приняли католицизм. Однако их мировоззрение продолжало формироваться на основе тех представлений о мире, которые были свойственны их предкам.

Большую роль в распространении той или иной религии также играла и позиция кочевой знати, которая предпочитала придерживаться тенгрианства.

Что касается ислама, то его распространение среди кочевников-тюрок неразрывно связано с фигурой суфийского подвижника шейха Ахмеда Ясави и его учениками. Он создал в городе Ясы (современный г.Туркестан в Казахстане) центр образования и духовного совершенствования, который стал знаменит на весь Дешт-и-Кипчак.

Когда монголы покорили народы Великой степи, то и их правители продолжали придерживаться религиозного плюрализма, требуя взамен лишь подчинения своей власти. В ордынских городах без проблем строились храмы всех известных религий и действовали миссионеры всех конфессий.

Таким образом, можно констатировать, что ислам утвердился в Великой степи в ходе острой идеологической конкуренции, когда его сторонники вели свою проповедь параллельно с представителями других религий, не имея изначально поддержки ни от кочевой знати, ни от монгольских завоевателей.

Простое и понятное кочевникам учение находило все больше и больше приверженцев и в среде степных правителей, как тюрок, так и монголов-чингизидов. Одним из решающих факторов в деле распространения этой религии стало его принятие в качестве государственной ханом Золотой Орды Узбеком, который в утверждении своей власти опирался на мусульман. Но и после того, как Орда стала мусульманской, политика религиозного плюрализма продолжилась.

Ислам до сих пор является религиозной доминантой среди народов, населяющих пространство бывшей Великой степи. Он, наряду с другими монотеистическими религиями – неотъемлемая часть истории и культуры северной Евразии, фактор в значительной степени, формирующий мировоззрение многих народов, населяющих и современную Россию.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Джунуд 25 Июля 2023г.
Ответить

Облисполкома

Яндекс.Метрика