Операция по захвату Медины – малоизвестная страница крестовых походов

Казнь Рено де Шатильона так как ее представляли современники

Казнь Рено де Шатильона так как ее представляли современники

Теги:



0
18 Февраля (08 Шабан)

Крестовые походы были первой попыткой европейцев провести передел мира и решить «проблему» ислама, так как они себе это представляли. У этой эпопеи были свои герои и антигерои. Естественно, что у противоборствующих сторон они были разные, и если знаменитый Салах ад-Дин вызывал невольное уважение даже у крестоносцев, то у других действующих лиц этих событий репутация, мягко говоря, неоднозначная.

Одной из таких фигур был знаменитый Рено де Шатильон, которого европейские источники зачастую преподносят как идеал воина. Он участвовал во многих походах в Палестине, активно воевал, был принят как при дворе иерусалимского короля, так и византийского императора.

Впрочем де Шательнон не гнушался и откровенного бандитизма. Базируясь в замке Керак в Трансиордании, Рено устраивал постоянные нападения на торговые караваны, следовавшие из Сирии в Египет, грабил их и захватывал в плен путешественников. За это он даже получил прозвища «Волк Керака» и «Барон с большой дороги».

Особенно резонансной стала попытка захвата священного города мусульман – Медины – зимой 1182-1183 годов. Историки на Западе до сих пор не могут дать ответ, какова была мотивация де Шатильона, тогда как мусульмане указывают на идеологическую подоплеку действий крестоносцев, которые вели войну не на уничтожение ислама и его святынь. Достаточно в этой связи упомянуть, что после захвата Иерусалима в 1098 году они превратили мечеть Аль-Акса в конюшню.

Дерзкий план де Шатильона заключался в том, чтобы перевезти через пустыню несколько мореходных галер из Палестины в Красное море и совершить рейд на Аравийский полуостров. Заняв город Айла (Эйлат) в Акабском заливе, крестоносцы вышли в море. В дальнейшем они захватили портовый городок Ар-Рагиб на побережье, и уже оттуда двинулись вглубь Аравийского полуострова по направлению к Медине. Целью похода было разрушение города и гробницы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Таким способом крестоносцы намеревались нанести мусульманам моральный удар и политически скомпрометировать Салах-ад-Дина, показав его неспособность защитить святыни ислама. А попутно – перерезать морские коммуникации в тылу мусульман.

По сведениям современников, крестоносцы хозяйничали в Красном море около полутора месяцев, прежде чем об этом узнал наместник Египта Адиль. После получения тревожных сведений он командировал для действий в морской акватории Хуссейна аль-Лулу, одного из самых лучших мусульманских военачальников.

В районе Ар-Рагиба мусульмане обнаружили корабли крестоносцев. Узнав о том, что спецотряд противника движется по направлению к Медине, Аль-Лула бросился преследовать его и настиг уже недалеко от города. Крестоносцы были окружены и разбиты в коротком бою. Из 300 участников этой дерзкой операции 170 были пленены и впоследствии преданы казни в разных городах Сирии и Египта за участие в святотатстве. Сам Рено де Шатильон не принимал непосредственного участия в набеге, но из допросов пленных стало ясно, что он является его инициатором и планировщиком. Это обстоятельство сильно разгневало Салах-ад-Дина, который поклялся отомстить де Шатильону за оскорбление религиозных чувств правоверных.

Сами мусульмане тогда четко осознали, что в лице крестоносцев они имеют безжалостного врага, который угрожает не только благополучию и жизням коренного населения региона, но и готов разрушать их святыни. Это было неслыханным делом для Палестины, где в течение многих столетий существовали места поклонения христиан, и осуществлялось паломничество к ним. При этом последователи ислама не только не препятствовали, но оказывали содействие паломникам.

Салах-ад-Дин решил нанести сокрушительный удар по виновникам святотатства. Такой случай представился ему во время битвы при Хаттине 4 июля 1187 года, где крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Тогда в плен попала почти вся правящая верхушка Иерусалимского королевства. Знатным пленникам была сохранена жизнь. Всем, кроме Рено де Шатильона. Выполняя свой обет, Салах-ад-Дин собственноручно убил его. А 7 октября 1187 года войска Салах-ад-Дина вошли в Иерусалим.

Для своих современников в Европе «Барон с большой дороги», как называли де Шатильона, был героем, заслуживающим подражания, поэтому его прославляли и ставили в пример. Ирония судьбы, однако, заключается в том, что своими безрассудными и оскорбительными действиями он возбудил такой гнев мусульман, что они, забыв свои разногласия, объединились для того, чтобы нанести по крестоносцам смертельный удар и изгнать их из Палестины.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика