Туркестанский мыслитель Ходжа Ахмет Яссауи и его авторитет среди мусульман Поволжья и Урала

В Казань привезли труды основателя одного из тарикатов

Основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном», один из ведущих религиозных деятелей Поволжья и Урала. Этот человек пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение: «В Медине – Мухаммед, в Туркестане – Ходжа Ахмет». Да, речь идет о Ходжа Ахмете Ясссауи, в честь 930-летия которого сегодня в Казани в стенах Музея исламской культуры открылась выставка «Наследие Ясави и древний Туркестан».

«Ходжа Яссауи имел большой авторитет среди мусульман Поволжья и Урала»

Символично, что казахстанские исследователи и учёные впервые привезли выставку именно в Казань, поскольку произведения Яссауи и по сей день пользуются огромным спросом среди мусульман Поволжья и Урала. Именно в столице Татарстана впервые были напечатаны монументальные труды автора.

В торжественном открытии экспозиции приняли участие заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, директор Музея исламской культуры Ильнур Низамиев, заместитель директора Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета Эльмира Амирханова, представители Музея-заповедника «Азрет Султан» (Туркестан, Республика Казахстан).

Обращаясь к гостям мероприятия, Генеральный консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков отметил давнюю и крепкую историческую и культурную связь между народами России и Казахстана.

«Отрадно, что первая такая международная выставка, транслирующая богатое духовное наследие Ходжа Ахмета Яссауи, проходит именно в Татарстане. Дальше экспозиция поедет в Узбекистан и Турцию. Вдвойне приятно отметить, что Ходжа Яссауи имел большой авторитет среди мусульман Поволжья и Урала. В середине XIX века его труды печатались в типографиях Казани и распространялись по территории России и соседних стран», – поделился Искаков.

В свою очередь заместитель муфтия Татарстана по информационной политике, директор Издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин напомнил собравшимся, что развитие ислама в Поволжском регионе неразрывно связано с суфизмом. И первый тарикат, который появился, был тарикат Ясавия, который получил широкое распространение среди местных и стал толчком к принятию ислама татарами. А ведь тарикат – это про духовность, самосовершенствование, очищение души от недостатков, борьбу с нафсом, более глубинное осмысление значимости и тонкостей вероубеждения, поклонения, это про искренность.

«Ходжа Ахмет был настолько он популярен среди народа, что его хикматы его передавались из уст в уста, постоянно переписывались. Среди народа ходило выражение: «В Медине – Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмет Ясауи»», – отметил Хамидуллин.

О важности для поволжского ислама фигуры Яссауи сказал и директор Института истории им. Ш.Марджани Радик Салихов. По его словам, Ходжа Ахмет Яссауи – символическая фигура, которая объединила множество народов. Он творил в тот период, когда Волжская Булгария, будучи торговым государством на пересечении мировых коммерческих магистралей (Великий Шёлковый путь, Великий пушной путь), достигла своего наивысшего расцвета.

«Тогда не существовало границ. Поэтому далеко неслучайно, что поэзия и мудрые произведения шейха стали популярны ещё при его жизни. Эта фигура крепко связывает народы степной Евразии», – резюмировал Салихов.

От сироты к мусульманскому мыслителю

Родился Ахмет в городе Яссы (ныне Туркестан). Мать умерла рано, а отец почил, едва мальчику исполнилось 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Получил образование в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Ходжа Ахмед Яссауи внес огромный вклад в популяризацию и распространение ислама на территории Центральной и Средней Азии. Его стихотворения на религиозную тему пользовались большой популярностью как много веков назад, так и продолжают изучаться сегодня. В историю вошел сборник его стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга премудростей»), ставший настоящим памятником древней литературы тюркоязычных народов.

Приобретя авторитет, как знаток суфизма, Ходжа Ахмед Яссауи вернулся в Яссы. Он внес неоценимый вклад в укрепление позиций ислама написанием своего труда «Диван-и-Хикмет». Согласно историческим сведениям, тюркоязычные народы в те времена узнавали об исламе и его принципах именно из произведения Ходжа Ахмеда Ясауи. Самого же Ходжу Ахмеда величали не иначе как Хазрет султан (Святой султан).

Полное издание древнего произведения содержит 149 глав. В разные эпохи оно становилось объектом внимания исследователей, историков, филологов и философов. Летописцы, жившие после Ходжа Ахмеда Яссауи, стремились всеми силами сохранить древний памятник литературы. Благодаря им тексты «Диван-и-Хикмета» дошли и до нас. Рукописи творения Яссауи хранятся в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга и Стамбула.

Помимо сильного религиозного влияния на тюрков, «хикметы» выполняли и другие функции. К примеру, в текстах есть призывы к единению тюркских народов, а также укреплению государственности.

«Ходжа Ахмед Яссауи – личность, равнозначимая для духовной культуры как татарского, так и казахского народа»

Вернёмся к экспозиции. В основе выставочного проекта – археологическая, этнографическая и художественная коллекция Музея-заповедника «Азрет Султан». Уникальные артефакты знакомят с древним городом – оазисом на Великом Шелковом пути. Здесь в XII веке создает свои поэтические и философские шедевры Ходжа Ахмед Яссауи – личность, равнозначимая для духовной культуры как татарского, так и казахского народа. На выставке представлены редкие рукописи и первые печатные издания произведений Ахмеда Яссауи XIX века из собраний Научной библиотеки Казанского Федерального Университета и Музея-заповедника «Казанский Кремль».

Фотографии, произведения живописи, реконструкции и макеты знакомят с памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО – Мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. На выставке представлены реликвии, хранящиеся в Мавзолее, светильники и другие элементы наружного и внутреннего убранства великого памятника архитектуры, построенного по указу Тамерлана более 6 веков назад.

Как отмечают организаторы, посетив выставку, можно будет совершить виртуальное, но от этого не менее насыщенное путешествие в Туркестан, город с 3000-летней историей, познакомиться с мудрецом Ахмедом Яссауи и посетить величественные памятники архитектуры, не выходя из мечети Кул Шариф!

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика