В поисках российской методологии исламского права

«По сути любой имам, отвечающий на вопрос прихожанина, даёт фетву»

Каковы приоритетные ориентиры современного иджтихада? Нужно ли при вынесении фетв опираться на опыт «коллег» из других стран? Есть ли конфронтация с российским законодательством? Именно этими вопросами задались участники круглого стола «Методология выведения фетв в России в контексте развития отечественной теологии», который прошёл в стенах Московского исламского института.

В числе участников заседания – члены научного сообщества и религиозных организаций, преподаватели и студенты МИИ. Организаторами мероприятия выступили ДУМ РФ, МИИ, Совет улемов ДУМ РФ при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, а также Медиахолдинга «Медина».  

«Государство – слуга шариата»

Специалист в области исламского права Леонид Сюкияйнен, выступая перед коллегами, заострил внимание участников круглого стола на приоритетных ориентирах современного иджтихада. По словам эксперта, последние 20 лет эта тема обсуждается наиболее активно. Яркий тому пример – проводимые во всех концах мусульманского мира разными мусульманскими организациями, на которых обсуждаются проблемы и формы, процессуальные вопросы, связанные с вынесением фетв.

«Такой ажиотаж был вызван целым рядом причин, в том числе некоторыми политическими обстоятельствами. В ходе арабской весны, как мы помним, обрушилось много фетв по поводу того, можно ли выступать против правительства, критиковать его, насильственно свергать и т.д. И при вынесении фетв люди ориентировались на политические факторы и обстоятельства. Кто относился к действующей власти лояльно, выносили заключение о недозволенности выступать против правителя. Те же, кто занимал оппозиционную точку зрения, говорили о дозволенности критики и насильственного свержения», – напомнил Сюкияйнен.

Однако, по словам эксперта, обстоятельства, выходящие за пределы фикха и шариата, – важная вещь, поскольку мусульмане живут в реальных условиях. А в последнее время эти события настолько динамичны, что формальные требования к фетвам уже сильно размыты. Почему то или иное решение считается фетвой? Потому что так сказал авторитетный религиозный деятель или так решили его поклонники?

При этом, отмечает Сюкияйнен, можно и нужно зарубежный опыт фетвотворчества, но копировать его категорически недопустимо, нужно вырабатывать собственные правовые решения.

«Государство – слуга шариата. Власть мирская имеет только регламентарные полномочия, но служит шариату. В идеале политическая власть в мусульманских странах должна служить шариату, а на деле – часто наоборот. В светском же государстве надо всегда помнить об интересах  человека, учитывать политическую ситуацию, интересы российского общества и власти», – подытожил спикер.

«Неправомерно принимать фетву по стране, в которой ты не живёшь»

Доктор философских наук, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин в свою очередь заострил внимание на том факте, что научное знание научное внутри самой религии должно быть системным. И мазхабы – попытки создать эту систему, а принцип непротиворечия, заложенный в логике, является для мусульман данным свыше.

Али Полосин

«Неправомерно принимать фетву по какой-то стране, если ты к ней не относишься, без участия самих жителей этой местности. Однако мы очень часто видим нарушение этого принципа, взять хотя бы фетвы в поддержку сепаратистов. Когда есть все условия для вынесения фетвы, учёные должны рассмотреть обстановку в стране (в том числе политическую), и если они посчитают, что для мусульман от этого вреда будет больше, чем пользы, то халяль становится харамом. Это принцип целесообразности. Это последняя инстанция при принятии фетвы. Что вытекает из этого? Что фетвы могут приниматься по принципу целесообразности, а не только по принципу чистого рационального иджтихада», – пояснил Полосин.

Что же касается тех, кто может выносить фетвы, то, по сути, отметил эксперт, любой имам, который даёт ответы на вопросы, фактически даёт фетвы. Но в странах традиционного ислама имам запрещено давать ответы, что позволяет пресечь появление некомпетентных фетв. К сожалению, сетует Полосин, такую практику упорядочить повсеместно практически невозможно.

Муса Бигиев и методология исламского права

Помимо актуальных проблем фетвотворчества, ряд спикеров провели небольшой экскурс в историю. Так, декан факультета теологии МИИ Руслан Баишев ознакомил с ролью Мусы Бигиева в развитии методологии исламского права. В частности, Баишев напомнил, что Бигиев первоочерёдно обращался к кораническим аятам, прежде чем решить какую-либо проблему.

«В этом для нас есть большая польза: Коран содержит общие правила и принципы, которые мы можем использовать при решении современных вопросов. Аяты Корана соответствуют решениям разума и интересам религии, не противоречат рациональному суждению, разуму. Это то, в чём нуждаются люди. Аятам Корана присуща безусловная доходчивость, они ясны и понятны, не нужно создавать оговорки или условия для понимания аятов», – привёл мнение Бигиева спикер.

В ходе своего выступления Баишев также обратил внимание на то, что шариат заботится о пользе принятого решения и о предохранении от потенциального вреда, которое принятое решение может в себе нести. Таким образом, шариатская норма всегда соотносится с конечной целью.

Высший совет по делам религии Турции и брачно-семейные отношения

Опыт принятия фетв Высшим советом по делам религии Турции привёл Ильяс Ганиев, учёный секретарь Совета улемов ДУМ РФ. Подчеркнув важность изучения мирового опыта, он отметил, что Россию и Турцию также территориально сплачивает евразийское пространство и проживание тюркских народов.

Участники дискуссии в МИИ

«Методология Высшего совета по делам религии Турции отличается своей ориентированностью на современные потребности турецкого общества, в особенности в тех вопросах, которые касаются семейно-брачных отношений. Несмотря на то, что методология строится на мазхабических традициях ханафитской школы, она всё же достаточно гибкая, опирающаяся и на мнения других мазхабов, и даже не некоторые единичные мнения богословов, ради осуществления общественной пользы современного турецкого общества», – подытожил Ганиев.

«Фетвы имеют определённые житейские преломления»

Рустам Нургалеев, учёный секретарь Совета улемов ДУМ РТ, директор Российского центра исламской экономики и финансов РИИ в своём докладе выразил своё мнение об отсутствии какой-либо специальной методики фетвотворчества для России. И все те житейские преломления, о которых говорят богословы, не являются особенностью методики.

«Когда находится ответ на вопрос в классическом богословии, никакие современные ответы не нужны. Мы признаёмся, что законных проблем нет, конфронтации с законами РФ нет, есть религиозные требования, но „народ жалко“. Разве это критерий при вынесении фетвы?! Мы адаптируем богословское наследие к тем реалиями, в которых мы сейчас проживаем», – высказал свою позицию Нургалеев.

В этой связи, уверен эксперт из Татарстана, актуально и важно говорить не только об издании фетв в области богословия, поклонения. Учитывая, что фактически современному российскому исламу 30 лет, хорошо изученными сегодня являются проблемы в вопросах поклонения и семейного права. Остальные же темы остались практически неизученными.  Пользуясь случаем, Нургалеев поделился успехами Татарстана в популяризации партнёрских финансов и ознакомил с уже работающими исламскими финансовыми продуктами.

По словам организаторов, такие встречи, посвящённые проблемам методологии выведения фетв в историческом измерении, крайне актуальны и помогают восполнить имеющиеся пробелы в этой теме, систематизировать представления об особенностях выведения богословских заключений среди отечественных мусульманских теологов.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика