Муфтий Египта дал исчерпывающий ответ на вопрос: какую одежду ислам предписывает носить мусульманке

Муфтий Египта Шауки Аллам дал исчерпывающее разъяснение по поводу того, какую одежду ислам предписывает носить мусульманке. 

Вопрос: Как духовное управление мусульман Египта через призму мазхабов взаимодействует с такими вопросами, как ношение никаба, практикуемое некоторыми женщинами? 

Ответ: Исторически сложилось так, что духовное управление мусульман Египта строго следует установленному правилу, которое гласит, нельзя порицать мусульман в вопросах приемлемого разногласия. Этот принцип закреплен в книгах ученых, и о нем в частности писал имам Ас-Суюты и другие имамы, составившие труды о правилах исламского права и сформулировавшие его важнейшие основы. Все они говорят о том, говорят, что нельзя критиковать мусульман в вопросах разногласий, и что критика допустима только в однозначных положениях.

Отталкиваясь от этого, духовное управление мусульман Египта во всех спорных темах, в которых разнится научный анализ ученых, выбирает одну из точек зрения, позволяющую достичь общей пользы. Воплотить в жизнь гибкость Ислама и реализовать величайшие задачи нашей религии. Все неоднозначные вопросы, что были обсуждены нами на этой передаче прежде, как положение банков и тема, затронутая вами сейчас, относятся к той же категории. 

Без сомнения, обсуждение постановления о никабе стало весьма актуальным в последнее время и вызвало бурные споры. Вместе с тем, мы в Духовном управлении мусульман Египта пришли к тому, что ношение никаба, то есть закрытие лица, регулируется обычаями людей. Такая точка зрения не является чем-то новым для духовного управления. Напротив, это было официальной позицией уже долгое время. К примеру, Шейх Шельтут, обсуждая вопрос одежды и внешнего вида, заключает, что закрытие лица зависит от культуры народа и обычаев общества. Это касается и еды, и одежды. Если человек не совершает ничего очевидно запретного, в остальном он должен учесть культуру своего народа и адаптироваться под нее. 

Вопрос: То есть под нормы и традиции общества? 

Ответ: Да, конечно. К примеру, вернемся к вопросу приема пищи. Основа в приеме пищи – дозволенность. Можно ли в основе употреблять любую пищу? Да, можно. Можно смешивать разные виды пищи в зависимости от народной кухни. Представим, что ты сириец, и тебе не нравится египетская кухня. Ты, попробовав ее, говоришь «Это не мое». Почему? Потому что для тебя непривычна египетская еда. Также для меня непривычна сирийская кухня. Я ем и чувствую, что что-то не то. Привыкнув к чему-либо, а потом столкнувшись с непривычным для себя, человек сперва считает это ненормальным. По такому же принципу человек свободен и в ношении одежды. В этой теме такой же просторный выбор, какой и в еде, пока мы не совершаем ничего запретного.

Вопрос: Является ли никаб обязательным предписанием религии, и переходим ли мы грань, говоря, что он относится лишь к обычаям некоторых народов? Считается ли наше мнение выходом за рамки масхабов, хотя мы заявляем о следовании им? 

Ответ: Реальность такова, что мы следуем мазхабам и не вышли за его рамки. Наши слова о том, что ношение никаба регулируется традициями, это часть исламского права. Конечно, это утверждение требует от нас аргументов, чтобы зритель обладал достаточной информацией. 

Вопрос: Изучен ли вопрос никаба кем-то из авторитетных имамов?

Ответ:  Да. Огромное количество имамов рассмотрели данный вопрос, и он известен в трудах об исламском праве. После точного определения точки расхождения ученых, мы можем сказать, что все они при всех расхождениях едины в обязательности закрытия женщиной тела, кроме лица и кисти рук. Шариат приказал женщинам закрываться подобным образом, но даже это зависит от культурных особенностей народов. Нет какой-то определенной обязательной формы одежды. Главное закрыть тело, кроме лица и кисти рук, как пожелает женщина. Мусульманка может надеть пальто, платье, абайю. Неважно, какой именно будет одежда, так как ее выбор зависит от традиций.

Вопрос: Суть в том, чтобы одежда была скромной, так? 

Ответ: Очень точно подмечено. Одежда должна быть скромной, не быть прилегающей и не оголять тело. Если выполняется это условие... То женщина может надевать все, что угодно, и носить одежду любых цветов. Самое важное требование к одежде – это чтобы она должным образом закрывала тело женщины и чтобы она была скромна. 

Вопрос: Но должна ли мусульманка закрывать лицо и надевать перчатки? Это уже зависит от обычаев, так? 

Ответ: Да, это зависит от обычаев и культур народов. В целом, ученые четырех мазхабов придерживались озвученной нами позиции – и более того, большинство ученых считало так же. По мнению большинства ученых, закрытие лица вдобавок к очень широким одеждам не является обязательным религиозным предписанием. Как указал шейх Мухаммад ибн Арафа ад-Дусуки, комментируя слова шейха Ахмада ад-Дардира, написавшего примечание к «Мухтасару Халила», закрытие женщины лица во время молитвы и вне молитвы при любых обстоятельствах является нежелательным с точки зрения малекитского мазхаба. Он прямым текстом говорит, что это нежелательно. Так как являются чрезмерностью в религии, и на желательность этого не указывает ни один приемлемый хадис. Шейх так и пишет, «это чрезмерность в религии, и на желательность этого не указывает ни один приемлемый хадис». То есть, этот ученый считает, что никаб не дозволен, а нежелателен. Знатоки других мазхабов говорят, что это дозволено, а не обязательно.

Но есть и считающие закрытие лица обязательным для женщин. Мы в духовном управлении мусульман последовали одному из мнений суннитских мазхабов, и высказались о том, что ношение никаба определяется обычаями людей. Мусульманка, на наш взгляд, должна ориентироваться на это, чтобы не выделяться среди всех остальных. Повторюсь, никаб относится к обычаям. 

Вопрос: Какие шариатские тексты доказывают, что никаб не является обязательным, а определяется традициями? 

Ответ: На это указали Священный Коран и Пречистая Пророческая Сунна. В Священном Коране говорится, пусть они, верующие женщины, закрывают покрывалом вырез на груди, покрывая голову шею и грудь. Также говорится, пусть они не выставляют на показ свои украшения, кроме того, что видно. Сказав, кроме того, что видно, Всевышний дает нам понять, что девушка, в которой уже проявляется женская красота и особенности, обязана закрыть свое тело, кроме того, что видно. Чем же определяется то, что Аллах назвал, кроме того, что видно? Например, традициями. Допустим, ханафитские имамы пишут в трудах об исламском праве, что у женщины может быть видна нижняя часть стопы. Также у женщин об обычно видны кисти рук, так что в этом нет проблем. Искуссные правоведы искали объяснение упомянутых слов Всевышнего в народных традициях, так как традиции, по одному из мнений ученых, основы исламского права, могут конкретизировать обобщенные тексты и ограничивать тексты, использованные в ничем не обусловленной форме. 

Однако у нас есть хадис, который доходчиво объясняет, что значат слова, кроме того, что видно. И рассказывает суть этого исключения. Когда Асма, дочь Абубакра Сиддика, да будет Аллах доволен ими и всеми сподвижниками, зашла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал ей, «О, Асма! Из тела половозрелой девушки не должно быть видно ничего, кроме этого и этого», указав на свое лицо и кисти рук. Этот хадис является доводом на то, что слова Всевышнего, кроме того, что видно, объяснены пророком, да благословит его Аллах и приветствует, как лицо и кисти рук. Таким образом, аят «Пусть они не выставляют на показ свои украшения, кроме того, что видно», будто бы должен пониматься через призму конкретизации хадисов, в котором упомянуто лицо и кисти рук. По этой причине большинство ученых посчитало, что никаб необязателен. Также я упомянул вам точку зрения Малекитов и другие позиции в обсуждаемом вопросе.

 

ОТ РЕДАКЦИИ: Примечателен ключевой тезис муфтия, проходящий красной нитью через всю его речь, о том, что у мусульман нет религиозной одежды! Хиджаб – это не одежда вообще, это совокупность нравственных требований к внешнему виду. Тамим образом учащаяся в школе может выбрать такую одежду, которая соответствует ее скромности и не дает повод к развратному поведению, противоречащему общероссийским традиционным духовно-нравственным ценностям. При этом закрытия лица от нее не требуется и более того может является нежелательным, если связано с безопасностью и другими соображениями общественной пользы.

 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 10 Июня
Ответить

Перевод не корректный. Начнем с того, что в Египте нет Духовного управления мусульман ....

UmHamza UmHamza 10 Июня
Ответить

Ассаляму алейкум. Оставьте уже в покое тех, кто хочет покрываться наилучшим образом и имеея на то право в государстве. Не понятно, зачем эту тему мусолить лишний раз, когда нужно поощрять и защищать честь и достоинство своих сестер?!!!

Умар 11 Июня
Ответить

Кто такой факих и муфтий в наше время? Это тот, кто способен опровергнуть свои собственные аргументы и затем написать опровержение на опровержение. Это тот, кто может понять чужую точку зрения, оценить силу доказательства и найти в нём слабую точку. Он должен быть в состоянии придумать ещё более убедительное доказательство для этой точки зрения, если возможно, и затем разрушить это доказательство, если потребуется. Такой человек глубоко знаком с фикхом. Даже если его учителями были величайшие учёные современности, он должен продолжать стремиться к самосовершенствованию и критическому анализу.

Умар 11 Июня
Ответить

Письмо имама Хамзат бека (умер в 1834 году) — второго имама Дагестана и Чечни — одному из кадиев: من حمزة إلى قاضي جرنف سلام الله عليكم اما بعد فعليك بتعزير من لم يلفّ عمامة على طوله سبعة ازرع وعلى من ربط الخنجر على وسطه وعلى من لم تستر الوجه من النساء «От Хамзата кадию Чаранову. Мир Аллаха вам. А затем — ты должен наказывать того, кто не обвязывает вокруг [папахи] чалму размером в семь локтей; того, кто прикрепил кинжал за пояс; и тех женщин, которые не прикрывают лица».

Яндекс.Метрика